Найти тему

Как выход из Болонской системы изменит систему высшего образования в России?

Оглавление

Из многих международных организаций Россия в последнее время выходила на опережение, чтоб не выгнали. А с Болонским процессом получилось наоборот: нас оттуда выставили ещё до того, как власти заявили, что уходят (и ждут отправки тапочек по почте). Заявление прозвучало 25 мая, но на практике исключение как таковое случилось месяцем ранее – в начале апреля. Это стало наказанием за то, что 180 с лишним ректоров отечественных университетов подписали заявление в поддержку СВО в Украине.

Впрочем, министру образования хватило остроумия объявить, что это Болонская система вышла из России, а не наоборот.

Российская Федерация стала участником процесса Болоньи – программе по созданию универсального европейского образовательного пространства – ещё в 2003 году, а к 2022 в числе её участников уже более 48 государств. Именно к этому периоду относится появление в высшей школе двухступенчатой модели, включающей подготовку отдельно бакалавров и магистров. Процесс был не безоблачным, но несмотря на его сравнительно успешное внедрение, две трети российских граждан считают, что он даёт недостаточно систематизированные знания.

Оригинальный источник данного материала находится по ссылке . По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97

Впрочем, возможно, отвратительная репутация этого института на нашей земле связана не с магистратурой и бакалавриатом как таковыми, а с тем, как это было реализовано в России. Ведь в ряде прогрессивных и передовых учебных заведений – к примеру, можно назвать «Вышку», детище Афанасьева РГГУ, Шанинку и Европейский университет в Санкт-Петербурге, отчасти МГИМО и Томский госуниверситет – программы подготовки на обеих стадиях довольно удачные, придраться тут не к чему. В остальных же бакалавров готовили так: брали обычный специалитет, убирали оттуда один год, и получившегося франкенштейна называли бакалавриатом. А отрезанный ломоть удваивали – и это получало титул магистратуры.

-2

Не менее важной составляющей Болонского процесса считается академическая мобильность. С этим вроде как было всё более или менее неплохо: студенты катались по обмену… но только в заграничные образовательные учреждения, аналогичного спроса на обмены внутри страны не было.

И даже при переходе из одного образовательного учреждения в другое студентам приходилось сдавать академическую разницу – как в старые-добрые времена. И это в то время, как Болонский процесс предусматривал приблизительно одинаковый набор дисциплин и систему кредитов – учётных единиц, «стоимость» и вес которых будет одинаковой вне зависимости от образовательного учреждения.

Этот формализм сковывал ограничениями свободу выбора и делал невозможным самостоятельное формирование учебных планов с курсами по самостоятельному выбору. В некоторых университетах такие эксперименты ставили, но без особого энтузиазма, так как преподавательское сообщество поставило своекорыстные интересы выше студенческих: педагоги привыкли к системе, когда у них всегда есть студенты, и из опасения лишиться их, а значит и нагрузки, выхолостили инициативу как есть.

Что поменяется?

-3

Наше чиновничество, чётко ощущая настроения начальства, стало выступать с заявлениями о необходимости разработать и внедрить альтернативу Болонскому процессу ещё до того, как Россию из него выставили. Однако информации о том, что же будет представлять собой новая модель, пока почти нет.

Известно одно: двухступенчатая модель останется как минимум на два года — цифры набора уже утверждены, менять их под неизвестно что никому не хочется. Более того, Фальков, занимающий пост министра образования и науки, убеждён: количественные показатели и изобилие иностранных студентов, для которых бакалавриат и магистратура по отдельности представляются удобным и привычным форматом, не позволят просто взять и отменить две ступени.

Возможно, будут введены какие-либо ограничения, препятствующие бакалаврам по гуманитарным профилям поступать на технические специальности. Вот только будет ли действовать обратный барьер, пока не очень понятно. Кроме того, предрекают ренессанс специалистов: им нужно больше времени на подготовку, в бакалавриат это всё якобы не укладывается. Вероятнее всего, специалистов вернут на медицинские и ветеринарные, фармакологические и инженерно-технические специальности.

Ещё один интересный вопрос касается обменов. Останется ли в принципе институт международного обмена преподавательским составом и студентами? Наши ссылаются на то, что европейцы первые отказались от возможностей сотрудничества, а мы открыты и горим энтузиазмом.

Правда, министерство порекомендовало отказаться от участия в одной из пока ещё доступных россиянам программ, Erasmus+, уже после всех описанных событий – 1 июня.

Так что с высокой долей вероятности можно будет предположить сворачивание и всех остальных обменных программ. Единственная возможность для наших студентов заключается в том, что европейцы согласятся принимать россиян без формальной институциональной связи с имеющимися учебными заведениями по эту сторону границы. На практике это будет означать, что русскому придётся, чтобы поступить в французский или немецкий университет, либо закончить российский, либо уйти их него.

Зато появится новое, прежде почти неизведанное направление академического обмена: страны центральной, юго-восточной Азии, а также Китай, Иран, возможно – Сирия. Разве этого мало для студенческого счастья? Впрочем, кто не спрятался – Рособрнадзор не виноват.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Топ-10 неожиданных исторических фактов, которые изумят многих

Внезапный вопрос: почему только в России в квартирах ставят двойные входные двери?

Главные математические задачки: известны с XX века, но их до сих пор не могут решить