В период ВМВ общие потери ВВС Германии составили 85.6 тыс. боевых самолетов, на советско-германском фронте - 52.8 тыс. Несомненно, что большую часть Юнкерсов и Мессершмиттов сбили наши истребители и зенитчики. На третьем и четвертом месте по результативности идут штурмовики и бомбардировщики, которые уничтожали авиацию врага не только в воздухе, но и на аэродромах. Кроме того, десятки немецких самолетов, а может и несколько сотен сбили из пулеметов, автоматов и винтовок пехотинцы Красной армии.
Особенно много таких случаев произошло в 1941 и 1942 годах, когда гитлеровская авиация вела себя нагло и полностью господствовала в воздухе. Ради забавы немцы открывали огонь по отдельным машинам и даже бойцам, летая на низких высотах. Наши солдаты от отчаяния стреляли по стервятникам из чего могли и поражали их преимущественно в момент выхода из пике. Также зафиксированы случаи, когда немецкие Юнкерсы уничтожали выстрелами из минометов.
Но особенно удивительно, что в период ВОВ два вражеских самолета сбили наши танкисты. Один из них ликвидировал экипаж под командованием лейтенанта Вербового. А теперь обо всем подробно.
Они сражались на "иномарках".
"Иномарками" танки Шерман, на которых шла в битву 46-я бригада, назвал в 90-е годы полковник Дмитрий Лоза. В его батальоне сражался с фашистами и лейтенант Григорий Николаевич Вербовой. Бригаду укомплектовали американскими Шерманами в середине 1943 года, а до этого воевали на английских Матильдах. Лоза считал, что Матильда очень плохая машина, слабомощная, с низкой проходимостью и неважного качества. У него постоянно перегревалась и ломалась коробка передач. А вот иномарки комбат уважал, ведь по его мнению они лучше Т-34.
В середине 1943 года всего 10% Т-34 проходили 350 км без поломки, а Шерманы данное расстояние не замечали. Внутри американских машин было просторно и шикарно, по словам Лозы: "Это была какая-то евро-квартира, просто евроремонт". Ну а в нашем Т-34 было тесно и неудобно. У Шерманов была толще лобовая броня и идеальная рация. Много имелось и одинаковых характеристик. А чем лучше наш танк? Его проще было отремонтировать. Но в целом современные специалисты называют Шерман лучшим средним танком ВМВ, а не Т-34.
Снайперский выстрел из "секретной зенитки".
11 декабря 1944 г. батальону Лозы было поручено захватить мост через реку Ипель на подходе к словацкому городу Ипольшаг. Оборону держали венгерские части, которые оказывали очень упорное сопротивление. Так как мост имел огромное значение, по нему из полуокружения выходила пехота мадьяров. Разведка показала, что сил батальона вполне хватало, чтобы прорвать оборону, поэтому Дмитрий Фёдорович отдал приказ: "В атаку!"
Внезапно в небе появилось 9 Юнкерсов-87, пилотируемых венграми. Танки укрылись в лесу. Точно сбрасывать бомбы самолетам мешали горы. Они располагались с левой стороны и не позволяли лётчикам пикировать на небольшой высоте. Танкисты полагали, что у Юнкерсов закончится горючее и они улетят. Так и случилось. Только вот чуть раньше им на смену прилетело еще 9 бомбардировщиков. В этот момент по рации комбриг в нелитературных выражениях высказал Лозе все, что думает о задержке атаки. И данный монолог слышали все экипажи батальона.
"В эфире продолжал бушевать гневный голос гвардии подполковника Михно: "Ты разучился воевать? Что, первый раз над твоей головой висят юнкерсы?" Все эти тирады сопровождались отборным матом".
Д. Ф. Лоза "Танкист на иномарке". Издательство Эксмо, М., 2007 г.
Вдруг Шерман, которым командовал Вербовой, ринулся к железнодорожному валу, въехал на него и встал под углом 60%. Летчики, увидев танк на открытой местности, бросились к нему. Право расправы над беззащитной целью предоставили ведущему пилоту. Тот начал пикировать, за ним шли остальные Юнкерсы. Когда уже казалось, что ничто не может спасти советский танк, раздался выстрел. Через мгновенье последовал взрыв и в небе запылал огненный шар.
"Я сразу определил, что это машина гвардии лейтенанта Григория Вербового. На мои требования: "Остановись! Вернись назад!" – он ответил коротко: "Сейчас их проучу!""
Д. Ф. Лоза "Танкист на иномарке".
Обломки самолета рухнули на землю. Остальные летчики, пораженные увиденным, улетели. Больше не было налетов ни в тот день, ни на следующий. Противник посчитал, что наши танки вооружены новыми, секретными зенитными орудиями. Но всё равно налет позволил венграми значительно укрепить оборону и подвезти несколько артиллерийских батарей. Оснащены они были советскими трофейными пушками "ЗиС-3", и мост захватить не удалось. И лишь через двое суток бойцы РККА смогли сломить сопротивление мадьяров с помощью авиации и мощных гаубиц.
Эпилог.
Случай фантастический, но Вербовой награды за свой подвиг не получил, хоть представление и ушло наверх. Начальство дало отказ, так как батальон мост не захватил, что задержало наступление армии на двое суток. Кроме того, парой дней раньше на Григория уже ушло представление на орден. Какова дальнейшая судьба Вербового, точно неизвестно. О сбитом танком самолете после войны рассказал Герой Советского Союза полковник Д. Ф. Лоза. Также подтвердили данный факт и другие участники памятного боя.
И если уж речь зашла о Дмитрии Фёдоровиче, то не могу не рассказать об его подвиге, за который ему была вручена звезда Героя. Батальону под командованием Лозы в районе венгерского города Веспрем в результате неожиданной атаки удалось подавить сопротивление фашистов и захватить ж/д станцию. На ней находились: эшелон с боеприпасами, четыре танка на платформах, а также два склада с горючим и мастерские. В них стояли 14 отремонтированных и уже готовых к стрельбе орудий. Продолжив сражение, батальон ликвидировал 28 немецких танков и штурмовых орудий, 10 грузовиков и 250 гитлеровцев.
Вот так воевали наши предки. Они ковали Победу ради свободы и независимости нашей Родины. Чтобы мы, их потомки, жили счастливо.
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.