Рано хоронить порядок Pax Americana, хотя есть приметы того, что «однополярность» с претензиями на глобальную гегемонию стала давать трещины. И все-таки инфраструктура контроля еще очень сильна. Сегодня многие страны увидели эту инфраструктуру в действии на примере России, когда было запущено в виде санкций «оружие», направленное на подавление российского финансового, торгового, культурного и технологического суверенитета. Причем в ущерб многим жизненно важным интересам самих же западных стран. Однако мстительное стремление загнать Россию в роли удобной «бензоколонки» в «стойло» глобальной системы, базирующейся на долларе как мировой валюте, на военной машине США и НАТО и цифровых коммуникациях, управляемых из единого центра, оказалось сильнее здравого смысла.
Пока наша слабость в том, что в этот чреватый социально-экономической нестабильностью период мутаций глобального мирового порядка, в стране не сформировано достаточно четкое понимание, в консенсусе власти и общества, «каким мы хотим видеть и строить мир, который возникнет на месте Pax Americana. Особенно учитывая тот факт, что делать это придётся в борьбе — апологеты «конца истории» будут стоять на своём до последнего…» (А. Чадаев, ТГ-канал).
Понимание происходящего вокруг нас осложняет еще и такой момент, рожденный массовой суб-культурой. Не всегда удается определить, сколько в заявлениях западных политиков, экспертов и высоких чиновников, не говорим о тотально ангажированной мировой прессе, элементов психологического давления на аудиторию, свою и чужую, что серьезно, и требует ответной реакции. А сколько в тех же вроде бы угрожающих словах или обещаниях элементов игры и провокации, отражения, например, внутренней политической борьбы. Как у того же Байдена: называет российского лидера «убийцей», а китайского – «головорезом», но встречи, дипломатические контакты продолжаются и даже торговые отношения, с той же Россией, несмотря на санкции, не рвутся окончательно, пусть и достигли символических низин. Не говорим уже о Китае.
Поначалу кажется смешно, но, если задуматься, сегодня мы наблюдаем приметы серьезных этических сдвигов в общении высоких политиков между собой. Когда в стиле публичного обращения официальных лиц одних стран к руководителям других государств возникает элемент издевательского, уличного панибратства. Иначе невозможно охарактеризовать слова посла Украины в Германии в адрес канцлера О. Шольца. Однако самое интересное последовало далее: не получив исчерпывающих публичных объяснений и извинений, «обиженная ливерная колбаса», выждав театральную паузу, все-таки оправилась в Киев…
А как оценивать, например, когда следом за
предложением польского экс-министра иностранных дел и действующего депутата Европарламента Р. Сикорского передать Киеву «несколько ядерных боеголовок для защиты независимости Украины», о необходимости быть готовыми применить ядерное оружие на территории незалежной заговорили и в Германии.
Этакий торжествующий бодрячок, отнюдь не ведущий какого-нибудь телевизионного шоу, а командующий Люфтваффе Инго Герхартц на международном симпозиуме Seapowers в городе Киль, передает издание Bild, прямо высказался о том, что НАТО «нужно быть готовым к применению ЯО на территории Украины в случае нанесения аналогичного удара российскими войсками».
«НАТО необходимо заблаговременно готовиться к применению ядерного оружия, поскольку чрезвычайная ситуация может возникнуть в любой момент. Ядерное оружие должна применить Россия в войне в Украине. Для надежного сдерживания нам нужны как средства поражения, так и политическая воля, чтобы реализовать ядерное сдерживание, если это необходимо», — отрапортовал немецкий генерал, видимо, обладающий такой волей, и при этом сделал вид, будто не слышал неоднократных заявлений Москвы, что применение каких-либо ядерных боеприпасов со стороны России – исключено.
Генерал развязно обратился также к президенту РФ Владимиру Путину со словами: «Путин, не пытайся тягаться с нами».
С какой целью в западном политикуме раскачивается тема ОМП? Для оказания психологического давления на своих союзников или на российское население и власть? Для чего идет подобная опасная игра мускулами? Заразительны голливудские боевики, образ терминатора, видно, не дает покоя…
Не менее далек от реальности и глава британской армии Патрик Сандерс. Воплощая новый тип военного – жизнерадостный, он настаивает на необходимости создать армию, способную «победить Россию».
«Существует настоятельная необходимость создать армию, способную сражаться вместе с нашими союзниками и победить Россию в бою», — приводит его слова издание Independent.
Видимо, командующий по какой-то причине запамятовал, что в Британии уже есть армия, готовая к войне на континенте. Это G4S Security – транснациональная ЧВК, численный состав которой превышает непосредственно британскую армию в 4 раза — более 500 тыс. человек. Крупнейшая ЧВК, действующая в более чем 90 странах со штаб-квартирой в Лондоне! Если ее несколько переформатировать, эта ЧВК вполне справится с проведением полномасштабной войны, о которой мечтает британский премьер Борис Джонсон. Пусть ее критикуют за многочисленные сомнительные операции, в которых G4S Security принимала участие, эта структура со своим знаменитым девизом – «Будь лучше спецслужб и Работай тихо» — непотопляема.
Вполне боеготова и французская армия, которая тоже имеет ЧВК-сателлиты. Эксперты отмечают высокую боеготовность немногочисленной армии Португалии. Хорошо подготовленная армия есть у Польши, плюс мобрезерв в виде теробороны. Бундесвер, скорее, тут в отстающих… Главный вопрос состоит в том, как их всех объединить в войне против России да еще во главе с командующим Сандерсом? На меньшее Британия, естественно, не согласна. Войне настоящей, фронтами и армиями, а не войне дипломатий, экономики и провокаций. Пока же выходит по старой шуточной песенке: «Мальбрук в поход собрался…».
В западных странах ныне во всем торжествует «общество спектакля», по определению французского философа Ги Дебора. Причем, даже в реально драматических и кровавых жизненных сюжетах. Например, в тех же США подобная тенденция выдвигается сегодня на первый план в начавшемся процессе по сфабрикованному делу участников штурма Капитолия 6 января 2021 года, где более 860 человек уже получили обвинения. А сам процесс, по словам известного американского журналиста, лауреата Пулитцеровской премии Криса Хеджеса, «предназначен лишь для того, чтобы «представить бездействие, как действие, и заменить политику ролевой игрой».
Элементы театральности невооруженным взглядом видны в поведении и заявлениях В. Зеленского. Камеры бесстрастно фиксируют аффективную манеру его общения на встречах с политиками и представителями разных стран, напыщенную риторику и взвинченные интонации видеообращений. Что даже нашло отражение в карикатурах на украинского президента.
Давно во мнении французского общества снят с властного пьедестала президент Э. Макрон. Всего два месяца прошло, как он не без труда был переизбран на второй срок. И вот по итогам второго тура только что прошедших парламентских выборов возглавляемая им коалиция «Вместе!» не смогла получить абсолютного большинства в Национальном собрании республики, что значительно сужает возможности Макрона во внутренней политике.
Знаменитый журнал карикатур Charlie Hebdo буквально накануне выборов изобразил президента Франции в Киеве, словно тот на курорте, куда «убежал» от внутриполитических и экономических проблем, не имея желания общаться с докучливыми избирателями, задающими неудобные вопросы в связи с экономическим кризисом, охватившим Францию.
«Здесь лучше, чем с Меланшоном», – гласит надпись. Имеются в виду острые нападки оппонента Макрона Жан-Люка Меланшона, который обвиняет президента в бездействии и бессилии: «Макрон больше не знает, что делать с надвигающимся глобальным кризисом. Он не понимает французское общество. Не понимает, сколько людей хватают за горло цены. Великая нищета распространяется».
Уже в первом туре парламентских выборов блок Меланшона составил настоящую конкуренцию действующей власти. Этот политик левого толка не является сторонников поражения России в СВО и выступает против вооружения Украины и её «скорейшего вступления» в ЕС. Теперь Макрону будет нелегко провести в парламенте соответствующий военный бюджет. К тому же, несмотря на некоторые идеологические различия, социалисты Меланшона и националисты Ле Пен имеют весьма схожие политические программы. Обе партии — в числе евро-скептиков и приверженцы диалога с Россией. Подобный расклад означает, что президенту придётся передать часть власти из Елисейского дворца парламенту, где у левых и правых возникнет достаточно возможностей держать политику Макрона под контролем.
Видны, видны трещины в глобальном мировом порядке, чему свидетельство, в частности, многотысячные демонстрации в Кишиневе против политики М. Санду, ведущей к поглощению Молдовы Румынией, невозможные ранее результаты выборов в Колумбии, где народ избрал президентом бывшего партизана и экс-мэра Боготы, кандидата от левой коалиции, борца за права трудящихся Густаво Петро, а на Саммит Америк, организованный в Лос-Анджелесе в начале июня, впервые отказались приехать лидеры крупнейших латиноамериканских стран, включая Мексику и Бразилию, из-за решения Белого дома не приглашать Кубу, Никарагуа и Венесуэлу.
Оптимизма при взгляде в будущее немного, конечно. В чем-то даже разделяю мнение уже цитировавшегося ранее Криса Хеджеса:
«Старый правящий класс обречен на вымирание, а то, что последует дальше, вряд ли будет лучше. Но игра в грабеж и коррупцию во имя священных демократических ценностей больше не работает. На смену ему приходит новая игра, в которой самовлюбленные шуты, разжигающие огонь ненависти и умеющие только разрушать, способны «развлекать» народы до смерти».
У России есть исторический шанс поломать эту убийственную «игру».
Людмила Лаврова
Читайте больше материалов на нашем сайте