Найти тему

Спасо-Геннадиев монастырь. «Cусанинская» обитель, затерянная в лесах

Однажды на выставке из фондов Ярославского художественного музея заинтересовал эскиз театральной декорации Константина Фёдоровича Юона.

Из аннотации следовало, что изображенный на холсте сюжет предназначался для первой сцены заключительного, четвертого, действия оперы Глинки «Иван Сусанин». Там, где Ваня стучится в ворота лесной обители с тревожной вестью о приближении польского отряда: «Слуги царские, просыпайтеся»! И вот уже, разбуженные сыном Сусанина, из ворот дружно выступают русские воины …

К.Ф. Юон. «В монастырском лесу». Эскиз декорации к опере «Иван Сусанин», 1945 г. Снимок сделан непосредственно с холста
К.Ф. Юон. «В монастырском лесу». Эскиз декорации к опере «Иван Сусанин», 1945 г. Снимок сделан непосредственно с холста

А завершается всё победным финалом:

Славься, славься, ты Русь моя,
Славься, ты Русская наша Земля.
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша Родная страна!

Хор «Славься»! из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Из открытых источников
Хор «Славься»! из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Из открытых источников

Тогда и подумалось, что в начале XVIIвека в окрестностях Домнина, родной деревни Ивана Сусанина, действительно, располагалось несколько монастырей. И ближайшим из них был, пожалуй, Спасо-Геннадиев монастырь, затерянный в дремучих лесах на стыке Ярославской, Вологодской и Костромской губерний.

Некогда здесь, на берегах рек Обноры, Нурмы и Комелы начиналась область монашеских обителей, известная как «Северная Фиваида». Издавна она служила средоточием духовно-философской мысли средневековой Руси. Сюда с благословения Сергия Радонежского удалялись для иноческого служения многие из лучших его учеников.

Спасо-Геннадиев монастырь на карте
Спасо-Геннадиев монастырь на карте

Тем интереснее было побывать в Спасо-Геннадиевом монастыре, и воочию познакомиться с его памятниками. Путь для этого пришлось проделать отнюдь не близкий: 110 км от Ярославля до районного города Любима, а потом еще 40 км по несусветной глуши к низовьям реки Обноры.

Зачастую дорога становилась подлинным испытанием для нашего полноприводного автомобиля.

Но наконец, с помощью Божьей, наша команда достигла цели.

Дорога к Спасо-Геннадиеву монастырю
Дорога к Спасо-Геннадиеву монастырю

По летописям, Спасо-Геннадиев монастырь был основан в 1529 году выдающимся подвижником и просветителем Русского Севера Преподобным Корнилием Комельским. Близ вологодского города Грязовца к тому времени уже существовал «старый» Корнилиев монастырь. И потому, во избежание путаницы, за новой обителью закрепилось имя его ученика Геннадия. Именно он впоследствии стал игуменом.

В 1540-х годах Святой Геннадий Обнорский прославился вещим пророчеством. Будучи в Москве, он предсказал боярину Роману Захарьину, что дочь его Анастасия станет русской царицей. И впоследствии Иван Грозный и его супруга оказывали обители всяческое покровительство. (Об Анастасии мы уже рассказывали на нашем канале)

Панорама Спасо-Геннадиева монастыря
Панорама Спасо-Геннадиева монастыря

В начале XVII века монастырь оказался в горниле страстей Смутного времени. Однако смог выстоять, сохранив престолы и святые образа. Но особо тяжкие испытания постигли его в 1920-е годы, когда храмы подверглись полному разорению.

Плакат с правилами поведения у входа в обитель
Плакат с правилами поведения у входа в обитель

На кирпич были разобраны братский корпус и монастырская ограда со Святыми вратами (не в них ли стучался отрок Ваня!) и пятью башнями. Чудом устоял Спасский собор, который колхозные активисты неоднократно пытались взорвать. Однако его могучие, 2-х метровой толщины стены, оказались несокрушимыми.

Спасо-Геннадиев монастырь на литографии 19 в. https://sun9-west.userapi.com/sun9-62/s/v1/ig2/WTyzUCM7UeMtu1_4Cx2Y3Qb6rCoWZUFVoH9i3JGnJGAgEeIRFDT3AXh-JjlbT7PoXJiWlH0maqAKkaUkyBdxETZz.jpg?size=1080x654&quality=96&type=album
Спасо-Геннадиев монастырь на литографии 19 в. https://sun9-west.userapi.com/sun9-62/s/v1/ig2/WTyzUCM7UeMtu1_4Cx2Y3Qb6rCoWZUFVoH9i3JGnJGAgEeIRFDT3AXh-JjlbT7PoXJiWlH0maqAKkaUkyBdxETZz.jpg?size=1080x654&quality=96&type=album

В 1995 г. монастырь был возвращен православной церкви, а храмы его мало-помалу стали восстанавливаться. Конечно, дел здесь еще непочатый край: облик монастыря еще очень далек от вида ухоженных подмосковных обителей.

Подлинной звездой монастырского ансамбля является Спасо-Преображенский собор постройки 1647 г. Специалисты усматривают в нем влияние костромского зодчества.

Четверик собора чудесно оживляет аркатурный пояс, составленный из стройных полуколонок. А удлиненные барабаны с «луковичными» куполами придают небольшому, в общем-то, строению, вид величественный и монументальный.

Спасо-Преображенский собор монастыря, 1647 г. https://kartarf.ru/images/heritage/1080/0/6677.jpg
Спасо-Преображенский собор монастыря, 1647 г. https://kartarf.ru/images/heritage/1080/0/6677.jpg

В истории монастыря прослеживается связь с династией Романовых, очевидно, также благоволивших обители. Так, профессор Н.С. Борисов полагает, что церковь Алексия, человека Божьего, не случайно получила редкое именование в честь царя Алексея Михайловича. Существующее каменное здание построено в 1751 году.

Церковь Алексия, человека Божьего, 1751 г.
Церковь Алексия, человека Божьего, 1751 г.

Дожидается своей очереди на реставрацию 40-метровая колокольня, возведенная в середине XIX в. по проекту губернского архитектора П.Я. Панькова.

На удивление, сохранилась деревянная монастырская гостиница середины XIX в., срубленная из отборных сосновых бревен.

Монастырская гостиница
Монастырская гостиница

Так или иначе, обитель живёт, исполняя важную миссию духовного центра на бескрайних просторах российской глубинки. Административно монастырь относится к Ярославской епархии, но почти вся паства здесь костромская. Поскольку большинство прихожан живет в поселке Сандогора, расположенном на левом (костромском) берегу Обноры. На богослужения паломники переправляются на лодках.

Вид монастырской гостиницы
Вид монастырской гостиницы

Конечно, композитор Глинка запечатлел в своей опере некий обобщенный образ лесной обители. В летописной истории Ивана Сусанина о ней ничего не сказано.

И все же Спасо-Геннадиев монастырь являлся реальным свидетелем описанных исторических событий: от до Костромы до него около 50 км, а до сусанинского Домнина – около 25-ти.

Окрестности Спасо-Геннадиева монастыря
Окрестности Спасо-Геннадиева монастыря

И в принципе, отважный отрок Ваня мог в душевном порыве отмахать пару десятков верст по «сусаниниским» лесам. Ведь речь шла о судьбе Державы Российской. За юного Михаила Романова, новоизбранного русского самодержца, положил жизнь его отец. Господи, храни Россию!

Вид церкви Алексия, человека Божьего
Вид церкви Алексия, человека Божьего