На картинке редкий лингвистический феномен - рецептивный билингвизм или пассивное владение языком.
Пассивные билингвы владеют 2 языками на уровне носителей, но вот на одном только понимают, но не говорят.
Рецептивный мультилингвизм встречается и при изучении иностранного языка:
“Все пониманию, но сказать не могу” - это рецептивный мультилингвизм вас посетил.
Живя в Германии, мне случалось наблюдать, как мама на русском языке говорит дочке что-то, а та отвечает на немецком, и они ведут так весь диалог.
❓🧠Почему мозг понимает язык, но не может сказать даже пару простых фраз?
Есть две части 🧠, участвующие в речи:
▪️Wernicke’s area - воспринимает язык
▪️Broca’s area - воспроизводит речь
Хоть их и связывают стволовые клетки, 2 эти области могут работать независимо.
👩🏻⚕️Например, клинические случаи:
1. В результате травмы или после инсульта поражается Broca’s area. Человек понимает, что ему говорят, но путается в грамматике родного языка: путает времена, падежи, артикли, ему сложно искать нужные слова, он пытается подобрать синонимы - похоже на первые этапы изучения иностранных языков.
Мозг практически обнуляет знание родного языка в этой области. Лечение проходит с логопедом, человек учится говорить, постоянно повторяет слова и фразы.
2. Если же перестаёт работать Wernicke’s area, дела гораздо хуже.
Человек не различает звуки, поэтому не понимает содержание слов, они не вызывают ассоциаций. Проще говоря, родной язык звучит как иностранный. При этом Broca’s area работает, человек говорит грамматически правильно, но слова выстроены в случайном порядке, речь становится неинформативной. Больной не осознает, что его речь нарушена, ему кажется, что он все понятно излагает и раздражается, если его не понимают. (🤔почему-то напомнило, когда учителя злились, что ученики ничего не понимали). Это называется Афазия Вернике.
Рецептивные билингвы годами не говорят на языке, только воспринимают его.
В итоге, Broca’s area не тренируется и не может функционировать на этом языке.
То же происходит, когда вы учите иностранный язык и мало говорите. Работает только Wernicke’s area, вы слушаете, читаете, воспринимаете, эти задачи относительно просты для мозга.
Но для того, что бы заработала Broca’s area, она проходит следующие этапы:
- Сначала вы должны придумать ответ
- Когда мысль сформирована, нужно преобразовать ее в очень специфические лингвистические структуры предложений и фразы, уникальные для английского языка, например
- После этого ваш мозг должен вспомнить, как произносятся эти слова
Этот набор функций возможен только при многократной практике, почти как если бы мы тренировали мышцы мозга.