Найти тему
Виктория Кужим

Как инерактивно можно "читать" рисунки взрослых и детей

Оглавление

Под моей предыдущей статьей, где рассматривается рисунок Челошка, который нарисовал маньяк, развернулся целый диспут. О предвзятости интерпретации рисунка. Якобы, зная что либо о человеке, можно подогнать результаты.

Сегодня я хочу предложить вам новый рисунок. Но расскажу вам не только о символике рисунка, но также об интерактивной части работы с ним.

Когда проводятся групповые занятия по проективному рисунку, участники не знакомы с друг другом. И мне, как психологу, проводящему практикум, не известны подробности из жизни участников. Мы, как раз встречаемся для этих целей, чтобы выявить подводные камни в подсознании, мешающие комфортно общаться в социуме и в личной жизни.

Систем, "читающих" рисунки множество. Каждый автор, на протяжении долгого времени проверяет гипотезы на практике. Методики, которыми пользуюсь я, также проверены многими людьми в клинических условиях. Авторы - Карен Маховер и Николай Дмитриевич Линде.

Интерактивная часть практикума наступает сразу, после того, как все участники закончили рисовать! Сначала обсуждение идет в парах - высказывается каждый:
что на его взгляд кажется искаженным,
какие эмоции вызывает человек на рисунке,
какие эмоции испытывает нарисованный человек (по мнению смотрящего) и
выдвигается гипотеза - мини рассказ о нарисованном персонаже: что он делает, чем занимается

Кристина

Девушка, автор рисунка, пришла на занятие с молодым человеком. Она уговорила его составить компанию. По рисунку парня видно было, что вытаскивать свои проблемы он не хочет, тем более их обнародовать. На его рисунке красовался инкогнито в капюшоне, закрывающем лицо, сплошная тень.

Рисунок был в нижнем углу листа, тело отсутствовало. Девушка с удивлением узнала, что у ее парня заниженная самооценка и тяжелая, давящая проблема или депрессия, полная неустойчивость и неопределенность в жизни, он просто "подвешен" в воздухе.

Девушка была просто поражена,, как громом среди ясного неба таким раскладом. Парень все яростно отрицал "я вообще за компанию пришел". Но по его подруге было видно, что интерпретация попала в точку. Ее первый шок - удивление сменились пониманием. Скорее всего, друг просто не хотел посвящать никого в свои проблемы и не ожидал, что так неожиданно все раскроется. Они оба скрывали свои "подводные айсберги" друг от друга. Общались лишь их фасады между собой, в то же время остальное, истинное, тщательно пряталось внутрь, подальше.

Следующим этапом, после обсуждения рисунков в парах, следует формальный анализ психологом чьего либо рисунка в присутствии всей группы. Конечно же с согласия автора! И если автор согласен с мнением специалиста, мы переходим к следующей, завершающей фазе работы - автор рисунка, затем терапевт встает в нарисованную позу и говорит от имени персонажа.

Поэтому мы сначала вкратце пробежимся по основным параметрам портрета героини. Зовут ее Кристина.

Кристина на листе смещена немного в право. Автор рисунка в большей степени ориентирована на социум, работу. О том же говорит ее правая поднятая рука. Пальцы раздвинуты буквой V. Как охарактеризовала девушка Кристину :"она успешная, победительница, у нее все ОК!". Мы как правило рисуем себя и только себя.

Несколько раз прорисованные контуры в области левого плеча, шеи. Есть стремление защитить эти места. Шея - контроль эмоций, левое плечо - чувства, ноша. Сначала плечо было более покатым, но после дорисовано, девушка "взвалила" на себя дополнительно заботу за чужие чувства и эмоции. "Несет" их на своих плечах. Потому как, плечи достаточно широкие, не женские, большое чувство долга.

Не смотря на мощные плечи - руки тонкие и субтильные. Левая спрятана в карман. Это говорит о страхе, трудности в близких контактах. В социуме застыла маска "все ОК", в эмоциональной сфере - спрятано в карман, может быть даже мастурбация или желание защитить половые органы. Эта сфера, вы понимаете не для работы на группе.

Рот маленький и сжат - предпочитает лишний раз не говорить, подавление, запрет на самовыражение.

Но грудь широкая - чувств много, талия пережата ремнем. С одной стороны подчеркивание женственности. С другой - спазм диафрагмы, накопление гнева, подавленные страхи, блокирование энергии, направленной в область половых органов и ног.

Ноги не устойчивые, видно напряжение в стопах и несколько раз прорисованные щиколотки. Достаточно длинное платье, закрывающее большую часть ног - девушка прячет свою сексуальность.

В реальности автор рисунка красивая, молодая, была одета в больше в мужском стиле.

Тезис, посылаемый в мир

С основными понятиями, выявленными в рисунке, девушка согласилась. Осталось закончить работу с рисунком - проверить состояние изображенной Кристины. Какая именно скрыта в рисунке информация.

Автор рисунка и терапевт по очереди встают в позу Кристины.

Удобно ли вам так стоять? Что вы чувствуете, стоя на месте Кристины?

Не смотря на то, что изначально главный посыл был - "все ОК", девушка, автор рисунка, заняв место своего персонажа, заплакала.

Выяснилось, что девушка очень зациклена на том "что скажут люди, как посмотрят". Страх не соответствовать вызывает напряжение, надевание той маски, что все ОК.

Когда мы продолжили работу по выявлению - кто именно может осудить и перед кем нужно держать форму. Оказалось - не перед кем, масса безликая. В реальности, никому дела нет, как девушка выглядит, точнее, никто ее осуждать не собирался. Излишнее напряжение и страх вызваны исключительно внутренними убеждениями.

Даже внешне было видно, как у девушки наступило облегчение, ушел спазм, плечи расслабились. Конечно, работу с подобными выявленными внутриличностными конфликтами лучше продолжать в индивидуальной терапии. Но вытащенные наружу чувства и эмоции помогли решить проблему "здесь и сейчас".

Из этого совершенно простого теста, можно извлечь огромное количество информации о центральном конфликте личности. Спонтанные образы показывают проблемы человека. Идентификация с нарисованным образом решает проблемы не только ментально, но и телесно.

Если у вас есть рисунки ваши или родных и близких, размещайте в комментариях или пишите в л/с. Я помогу ответить вам на ваши вопросы!