Найти тему
БЕЗ СТЕН

Освежитель памяти. 1989, диско.

Начать хочу вот с чего. Мой друг, (он же автор этого канала) спросил меня - мол, а почему у тебя все так мрачно в 1989? Митинги, очереди, развал и бардак. Неужели не можешь вспомнить ничего хорошего и приятного в то время? Могу, отчего же. Например - это было время лёгких денег, старт "первоначального накопления", и я в этом процессе активно участвовал.

Все началось  годом ранее, в 1988, когда вышел приснопамятный "Закон о кооперации". К тому времени в нашем богоспасаемом граде Воткинске уже функционировало два кооперативных кафе, и пара-тройка "видюшников", и я, глядя на их успехи, задал себе вопрос, из которого вытекали все мои безумные идеи и связанные с ними проблемы: "Почему бы и нет?" Почему бы не рискнуть и не удариться в предпринимательство, если государство нас к тому поощряет? Мне как-то не приходило в голову, что у меня нет ни опыта, ни денег, ни бизнес-плана - ничего! Только мечты и пара друзей-энтузиастов.  Что ж, мечтать дано только смельчакам и глупцам. И, ведомые девизом "Слабоумие и отвага!", мы ринулись в бизнес. Учредили кооператив с оригинальным названием "Импульс", и первым делом, разумеется, открыли видеосалон - в актовом зале общежития Воткинского НГДУ. Причем, не с целью быстрого обогащения, а имея благие намерения в ближайшей перспективе построить диско-бар.  И даже место наметили - здесь же, в вышеозначенном общежитии, в цокольном помещении, на месте бывшей прачечной. Я уже говорил, что мне был 21 год?

На удивление, дело пошло бойко - в складчину купили видеомагнитофон Sharp, пришлось, правда, залезть в долги к родственникам, но за пару-тройку месяцев всё отбили и вышли на чистую прибыль - ещё бы! Зал на 40 мест постоянно был набит под завязку, билет стоил 1 целковый, так что выручка составляла порядка 150-200 рублей в день, столько же мой папа-нефтяник зарабатывал в месяц. И все эти деньги шли на строительство, закупку мебели, оборудования и проч.  Не буду утомлять деталями, сколько мы набили шишек и намотали соплей на кулак - но так или иначе наше детище, наша гордость - диско-бар "Легенда" - открылся в январе 1989 года. Мои земляки-ровесники не дадут соврать - это заведение быстро стало культовым и модным местом в г. Воткинске. Стены были оформлены под каменную кладку а-ля "старая крепость", за ней виднелись пейзажи в средневековом стиле. Эффектная барная стойка, за ней - полки с подсвеченными зеркалами, на них - красивые баночки из-под импортного пива и кока-колы. Дорого-богато, всё как у людей! Но главной нашей фишкой были не пустые банки, а  дансинг со светомузыкальным полом, где каждый мог почувствовать себя звездой диско) Вот там и тогда начались мои первые профессиональные дискотеки - в собственном зале, на собственной аппаратуре. Профессиональные, конечно, это сильно сказано - просто "платные", ибо раньше, до армии, я и не помышлял о том, что на этом можно зарабатывать деньги. Так что в 1989 году я был вполне доволен жизнью, и перспективы предо мной расстилались самые волнующие, окутанные розовой дымкой. Острых скал и  зияющих пропастей за этой пеленой было не разглядеть, но всё, что произошло потом - произойдет потом, а там и тогда я был счастлив, и по барабану мне были забастовки шахтеров и волнения в Литве.

Ладно, что-то много слов, давайте лучше танцевать. И первым номером у нас пойдут London Boys, Chinese Radio. Да, я знаю, что эта вещь с их альбома 88 года, но в январе 1989 новинок просто не было - год только начинался, а эта вещь была весьма популярна на первых наших дискотеках. Зажигаем!

К слову сказать, отношение к Лондону этот дуэт имел весьма отдаленное. Просто два парня, Эдем Эфраим (Edem Ephraim), и Деннис Фуллер (Dennis Fuller), познакомились, когда учились в средней школе в Гринвиче (Великобритания). В 1981 году они переехали в Гамбург и работали в группе Рокси Роллерс как уличные музыканты и актёры. Немецкие друзья называли  их "эти парни из Лондона", и прозвище прижилось, превратившись в название группы. London Boys сформировались в 1986 году там же, в Гамбурге, за продюсирование ребят взялся небезызвестный Ральф Рене Мауе (Ralf Rene Maue). Их первый сингл "I'm Gonna Give My Heart" был выдержан в стиле  ритмичного евродиско, однако, хотя и присутствовал в чартах, но на общем фоне как-то потерялся. Спустя год выходит ещё один - "Harlem Desire", та же история, сингл остался незамеченным в Германии, хотя и  вошёл в британскую десятку. Наконец, осенью 1988 года группа выпускает  свой  хит "Requiem", а следом - полноценный альбом The Twelve Commandments Of Dance (1988), "Двенадцать заповедей танца",  и это делает группу по-настоящему знаменитой. Диск получился просто шикарным:  благодаря профессиональному подходу продюсера и отличному вокалу ребят, богатым аранжировкам и качественному саунду альбом слушается на одном дыхании. Появление песни "London Nights" (1989) стало вершиной успеха группы: сингл занял 2-е место в британском хит параде. В том же году был перевыпущен диск Twelve Commandments Of Dance, уже с этим синглом в плейлисте. В 90-х парни вполне себя нашли в новых ритмах техно, альбом 1993 года Love 4 Unity в этом плане был весьма хорош, и бог весть как сложилась их творческая жизнь, но 21 января 1996 года, путешествуя в Австрийских Альпах, Деннис и Эдем погибают при лобовом столкновении своей машины с машиной нетрезвого швейцарца на одном из опасных участках альпийского высокогорья. RIP.

Но не будем о грустном.1989  был годом пика евродиско, вершиной, с которой только вниз, поскольку интерес к этой музыке плавно сходил на нет. Приятный вокал, мелодичная аранжировка и легкий неспешный ритм уступали место жесткому биту, агрессивному драйву и взрывной энергетике "техно". Гранды стиля выпускают последние свои коммерчески удачные альбомы. Прощальный парад, яркий и фееричный: Fancy - All My Loving (1989).

Пожалуй таких мега-хитов, как Slice Me Nice или  Flames Of Love на этом альбоме вы не найдете,  однако A Voice In The Dark или Running Man танцующей публикой   принимались на ура - у нас, по крайней мере.

Bad Boys Blue, The Fifth (1989) - такие вещи с альбома, как Lady In Black, A Train To Nowhere, Show Me The Way - тоже заходили только в путь!  Blue System - Twilight (1989)... а вот тут подробнее. Вот что интересно - сольный проект Дитера Болена просуществовал куда дольше, чем "Modern Talking", с 1987 по 1998, да и хитов выдал ничуть не меньше. Вокал у Дитера, так скажем, на любителя - помню, когда его впервые услышал, подумал: да как он поёт со своей астмой? Задохнётся же сейчас! Зато остальное выше всяких похвал - и аранжировки хороши, и бит самый что ни на есть цепляющий,  дискотечный. Для танцпола - самое то! Слушаем Blue System, Love Me On The Rocks. Долго, помнится, у нас эта вещь крутилась, даже в начале 1990, на новогодних корпоративах,  всё ещё была востребована.

Но это всё гиганты и признанные авторитеты. Чего бы поставить из "незаезженного"? А вот хотя бы певица Джессика (Jessica). Исполнительниц с таким именем много, но мы говорим о той, что из Германии, из Касселя. Настоящее ее имя - Malaika Trümper. У нас мало кто ее знал - разве что её главный хит Like a burning star 1986 года в свое время был на слуху. Да и в моей фонотеке она появилась случайно, на чьем-то стороннем сборнике, но народу сразу понравилась. Информации по ней маловато, известно только, что её продвижением занималась продюсерская команда  Silent Circle. Дискография у этой симпатичной блондинки тоже была небогатая, выпускала по синглу в год, видимо, руководствуясь принципом "лучше меньше, да лучше".  C'est la vie, mon cherie (1989) - последний её сингл, больше новых вещей у неё не было, насколько мне известно. Если у кого есть иные сведения - поделитесь, буду рад. А пока слушаем Jessica - C'est La Vie, Mon Cherie. Приятная такая вещица, словно привет из беззаботной эпохи диско.

Но, если честно, к концу года я уже начал уставать и от диско и от дискотек. К тому времени проблем навалилось, от музыки весьма далеких. Да и начал замечать, что та музыка, что нравилась мне, не всегда нравилась публике.  Мой компаньон Вадик спорил со мною до хрипоты - мол, будь проще, народу не нужны новшества, он хочет танцевать под что-то знакомое, раскрученное, а желательно вообще наше. Так и было - от новинок зал скучал. И  тогда на помощь приходила заветная сборка ударных советских хитов : "Ласковый май", "Комбинация" "Маленький принц", "Мираж" и проч. И тут же начиналась движуха и оживление в зале, а мы уходили перекурить. Так что к концу 1989 года от диджейства я стал отходить, и передал это дело упомянутому Вадиму. Он куда тоньше чувствовал потребности народа, и против отечественной попсы того периода ничего против не имел. Но к концу года ситуация стала меняться - в нашем заведении поменялся контингент, стало больше молодежи. Это возвращались из армии ребята 1987 года призыва, их было как-то неожиданно много, парни молодые и ярые, жадные до жизни и развлечений. А тут за время их отсутствия диско-бар на районе открылся - очень кстати! Многие из них стали нашими завсегдатаями, сдружились даже. Вот они как раз были открыты новизне, они бросались в перемены с головой, и тоже норовили поучаствовать в "первоначальном накоплении", каждый на свой манер... не всегда законный. Но всё это будет потом, потом - "разборки", "стрелки", потери среди "быков" и "пехоты"... а там и тогда, в 1989 они были простыми парнями, веселыми и жизнерадостными. Они тоже были счастливы и хотели танцевать. Так что, когда из колонок зазвучал призыв Pump Up the Jam, они с удовольствием его подхватили. Это была музыка нового времени - их времени. Technotronic - Pump Up The Jam.

Мне и самому такая музыка пришлась по вкусу, ибо, повторюсь, от евродиско уже устал. Хотелось нового звучания, чего-то более драйвового. И обратите внимание на саунд - вещь 1989 года, но звучит, как будто записана только вчера. Тем, кто не в курсе сообщу, что проект родом из Бельгии, был сформирован в 1988. Автором и создателем  был Джо Богарт (Jo Bogaert, настоящее имя Thomas De Quincey). Вместе с  с чернокожей певицей Ya Kid K (настоящее имя Manuela Barbara Kamosi Moaso Djogi), они записали сингл "Pump Up the Jam" , который до этого уже выходил в виде инструментальной композиции в исполнении другого проекта Джо Богарта, The Pro 24's. Теперь к музыке были написаны слова, Ya Kid K всё прекрасно спела, но для съемок клипа была приглашена фотомодель Felly Kilingi. Дело в шоу-бизнесе обычное, тем более в студийных проектах. И то, что лицо Felly Kilingi украшало обложку диска, тоже бы ничего, но она  числилась и "официальной" певицей проекта, а это был уже скандал. К счастью, все в скором времени разрешилось наилучшим образом,  Ya Kid K выступила на первый план и  стала выступать официально как лицо и певица Technotronic.

Ну, и в заключение, для всех девчонок 1989 года - медленный танец. Тут оригинальничать не буду, поставлю Франка Дюваля, как напоминание о тех благословенных временах, когда мы были молоды и беспечны. Frank Duval - Avedana, инструментальная композиция с  его десятого по счету студийного альбома "Touch my Soul" (1989) -  мне кажется, он был решительно у всех в то время, я не исключение. Слова тут излишни, просто наслаждаемся божественно красивой мелодией.

Всем всяческих благ и  летнего настроения - искренне ваш Учаев А.Н. (aka Забугорец)