Найти тему
Надя Усачёва

Осознанный метод чтения.

Оглавление
Ночная терраса кафе. Ван Гог.
Ночная терраса кафе. Ван Гог.

Мы отвыкаем думать — отвыкаем думать по-настоящему, с ассоциациями и параллелями, с выбором вариантов решения. Время не терпит неспешности. Мы перестали строить мысль из простых материалов, исходных, как глина, камень, дерево. Стены наших умозаключений поднимаются быстрее крупнопанельного дома, электросварка ведет грубый и ненадежный шов (Вячеслав Юрьевич Сухнев, «Долгое лето взрослого человека»).

Второй метод чтения, на котором мы и остановимся, осознанный. Если в чтении «вслепую» вы просто воспринимаете текст без исторического или личностного контекста, то второй метод предполагает тщательность во всём.

Американский философ Мортимер Адлер, знаменитый популяризатор чтения и гуманитарного образования в целом, выделил четыре стиля и три способа чтения.

Первый стиль — «элементарный». Он больше относится в моей классификации к методу чтения «вслепую». Тут мы просто читаем, наблюдаем за сюжетом и мелодикой текста.

Второй стиль — «инспекционный». Это беглое чтение. Обычно так читаются уже знакомые тексты. Нам этот стиль неинтересен, т.к. для художественной литературы он не подходит.

Третий стиль — «аналитический». Цель такого чтения досконально изучить материал. Чтение с карандашом, с уточнениями неясных слов и моментов. К этому стилю мы ещё вернёмся.

Четвёртый стиль — «исследовательский». Он предполагает погружение в тему и проверку фактов в других источниках. Этот стиль больше используется в научной и учебной литературе.

Итак, наиболее подходящий для эффективного чтения художественной литературы – это «аналитический» стиль.

Но и в этом стиле можно читать тремя методами по мнению М. Адлера. Я бы не называла это методом в полном смысле этого слова. Скорее, это разный подход к осмыслению или «осознанию» произведения. Причём, один из так называемых методов, всегда сопутствует читателю, как мне кажется. Но по порядку.

1. «Структурный» от целого к частному, как описывает его автор. Чтобы прочитать текст таким способом необходима изрядная подготовка. Например, Адлер считает необходимым перед прочтением книги знать её стиль и тему; каков основной замысел автора; какие смысловые и структурные части есть у произведения; и какие проблемы затрагивает и решает автор.

Всё это или большинство этой информации можно найти в предисловии к книге, послесловии или колофоне (также в конце книги). Часто в советских изданиях можно увидеть подробные рецензии на произведения. Так вот это, по первому методу, нужно прочесть заранее. Современные издательства обычно уже не включают в книгу ничего, кроме самого произведения. Обычной практикой стало помещать отзывы о книге авторитетных или просто известных людей на обложку, и не более того.

2. Второй метод — «от частного к целому» называется «интерпретационным». Тут можно не пользоваться предисловиями, аннотациями, рецензиями и т.д., а идти к общей задумке отталкиваясь от важных слов, предложений, абзацев, структуры произведения по ходу чтения. Это похоже на анализ не после прочтения, а во время. Зная общие понятия структуры построения текстов, вы сами раскладываете текст по косточкам, вычленяя на ходу завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, а также одну или несколько сюжетных линий. Какая линия преобладает? Почему? Чего в тексте больше: диалогов или описаний? Почему? Описание героев и ситуаций совпадает с атмосферой и описанием природы или они друг другу противопоставлены? Почему? И т.д. К этим вопросам и «почему» мы еще обязательно вернёмся подробнее в других статьях.

Этот метод требует наибольшей осознанности и при этом без давления уже сформированного мнения книжного критика из предисловия или аннотации.

3. Третий метод — «критический» или «оценочный». Адлер его выделяет отдельно. Из названия понятно, что метод предполагает рассуждение на тему согласия или не согласия с автором. Я бы сказала, что оценка и внутренняя дискуссия с автором и героями произведения происходит всегда во время чтения книги. Мы либо соглашаемся, либо протестуем. Или делаем и то и другое. Но это происходит при любом методе. Другое дело, что, читая «осознанно» наши оценки становятся более точными, а критика менее категоричной.

Когда вы решаете выработать навык «осознанного» чтения, вам необходимы не только знания структуры построения текстов и художественных приёмов в литературе, но и соблюдение простых правил.

Шесть простых правил чтения:

  1. Не читать сонным.
  2. Не читать лёжа.
  3. Проветривать комнату перед или во время чтения (мозгу нужен кислород).
  4. Съесть перед или во время чтения яблоко или финик, например (мозгу нужна глюкоза).
  5. Иметь под рукой карандаш. Выделять важные места или незнакомые слова. Хорошо бы сразу посмотреть толкование, например, в смартфоне.
  6. Не торопиться. Скорочтение придумано не для художественной литературы. Не надо вестись на призывы в стиле: «Я читаю от 4-х книг в месяц, а ты?». Качество важнее количества. Осознать, прожить, быть сопричастным, получить ментальный опыт от прочтения – вот главная задача читателя по задумке любого автора книги.

В следующий раз я отвечу на вопросы:

1. Можно ли читать несколько книг одновременно?

2. Дочитывать скучную книгу или бросать?

3. Структура текста. На что обращать внимание при «осознанном» чтении.