При изучении крестьянства эпохи новой экономической политики важную роль играют произведения художественной литературы. Одним из ярких примеров может служить сборник рассказов советских писателей «Глубокая борозда. Русская деревня в прозе 20 – 30-х годов». Можно согласиться с мнением автора вводной статьи «О великом подъеме» Н.Д. Ткаченко о том, что объединяет и характерно для рассказов сборника: «прежде всего принадлежностью к своему времени. Они написаны именно тогда, в первые десятка лет после Октября, характерные чрезвычайной напряженностью событий, происходивших в жизни русского народа». В частности, среди рассказов, вошедших в данный сборник, можно выделить ряд произведений, посвященных женской теме. Как верно отмечено в введении сборника «роль женщины в изменении старых устоев, в построении нового мира огромна». Одной из таких женщин стала героиня рассказа А. Неверова «Марья-большевичка», у которой «…с приходом большевиков в деревню «раскрылись» глаза у забитой крестьянки Марьи. Бежит на собрания, книги-газеты читает, с мужем опять же – конфликт, даже рожать отказалась: первая женщина в Совете!». В итоге произошло то, что и следовало ожидать, учитывая реалии 1920-х гг. Как точно написано в финале произведения: «месяцев пять служила у нас – надоедать начала: очень уж большевисткую руку держала, да и бабы начала заражаться от нее: та фыркнет, другая фыркнет, две совсем ушли от мужьев. Думали, не избавимся никак от такой головушки, да история маленькая случилась: нападение сделали казаки. Села 52 Марья в телегу с большевиками, уехала. Куда – не могу сказать. Видели будто в другом селе, а можа, не она была – другая, похожая. Много теперь развелось их». Последнее предложение о том, что таких женщин стало все больше и больше, очень точно показывает возросшую под влиянием различных обстоятельств женскую активность во всех сферах жизни. В свою очередь в рассказе Сейфуллиной «Линюхина Степанида», написанном в 1925 г., рассказывается о судьбе простой деревенской женщины. Революционные события и урбанизация страны привели к ее переезду в город вслед за мужем, где она смогла завоевать авторитет своим участием в подполье. Позже она стала активно заниматься общественно-политической деятельностью, что было характерным явлением для 1920-х гг. «С жаром, с большой охотой Степанида за работу и за ученье принялась. Выбирали ее на многие собранья, и на губернскую конференцию выбрали. Там назначили ее делегаткой в здравотдел» . Далее ее карьера, говоря современным языком, развивалась по нарастающей: «Еще через два года на перевыборах была избрана Степанида Линюхина председателем сельского Совета». На вопрос свекрови «Ловко ли – баба на селе голова?» Степанида ответила следующее: «Ты всю жизнь около своей избы простаралась, а мне пришло дело над всем селом. А доченька моя, может, и над губернией сумеет. Жизнь-то бабья шире пошла». В рассказе А. Серафимовича «Бабья деревня», написанном в 1923 г., описываются события, которые произошли в 1918 г. Агитатор Сергей был прислан для проведения пропагандисткой работы в одну из деревень, в которой по известным причинам военного времени остались одни женщины. Агитатор пытался проводить разъяснительную работу насчет объединения в коммуну, но, оказалось, что нужда и тяжелая жизнь заставила сельских женщин это сделать раньше. Они стали сообща сеять и убирать хлеб, печь общий хлеб на всю деревню, организовали детский сад для присмотра за детьми, с помощью «безъязычного» единственного мужчины провели электричество. После знакомства с их жизнью агитатор Сергей восторженно воскликнул: «Да это же самая она настоящая коммуна и есть, когда люди вместе живут, работают, все на всех, а не на помещика, и делят наработанное, чтобы каждый был сыт, все в чистоте, в уюте, в довольстве». Один из рассказов, посвященных женской тематике, также отражает возросшую роль женщины в переломный период отечественной истории. Речь идет о произведении Вс. Иванова «Авдокея». Ее грамотность и сообразительность способствовали работе в ячейке, где она составляла протоколы и различные бумаги о нелегкой сельской жизни. «Протокол ты составила верно, а мужикам не читай, не надо им теперь его. Отдай ты мне его лучше. Собираю я тут разные слова, твое слово сгодится… Куда-нибудь я его доспею…». Также в указанном сборнике рассказов отражаются и другие темы, актуальные в первое постреволюционное десятилетие. Так, в рассказе А. С. Серафимовича «Тамбовский мужичок в Москве» описывается пробуждение и прозрение Карпа Красногубова. Вот как во введении описывается содержание рассказа: «Карп с приходом революции отправляется в город навести справки о пропавшем на мировой войне сыне… . Суть дела долго не давалась бедному мужику, да помог на московском 53 вокзале земляк, солдат-большевик…От земляка он узнает истину: большевики рубят старые гнилые порядки под корень и строят новые, ядреные, такие порядки, «чтоб рабочий и крестьянин могли вздохнуть». Тема распространения технических новшеств в виде кинематографа и радиовещания также была освещена советскими писателями, произведения которых вошли в данный сборник. Так, в рассказе Ивана Катаева «Под чистыми звездами» описаны впечатления колхозников от сеанса кинематографа (написан в 1937 г.). В рассказе Ивана Касаткина «Чудо» (1927 г.) отражена роль избы-читальни и, особенно, эмоции жителей деревни, связанные с появлением радиовещания. Собственно, поэтому рассказ и получил такое «чудесное» название. Таким образом, произведения художественной литературы вносят свой неоценимый вклад в рассмотрение быта российского крестьянства эпохи новой экономической политики. Использование произведений художественной литературы дает возможность стать ближе к духу изучаемой эпохи, бытовым чертам и особенностям 1920-х гг.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА 1920-Х ГГ.
23 июня 202223 июн 2022
9
4 мин