Аутист не говорит или говорит неправильно... Проблема распространенная, проявляющаяся в раннем возрасте в виде полного отсутствия речи, нарушений речевого развития, эхолалии или регресса развитых вербальных функций. Конкретный диагноз устанавливают специалисты, они же дают рекомендации по коррекции. Родители должны содействовать в постановке речи или иных навыков общения, хотя бы минимальные зачатки контакта при аутизме крайне важны.
Какие проблемы бывают чаще всего?
Проблемы с общением у ребенка-аутиста часто заметны еще во младенчестве, когда малыши начинают реагировать мимикой на происходящие события. Чуть позже, это — указывание на объекты пальцем, попытки сказать первое «дай», объятия, поцелуи и прочие проявления эмоционального характера.
Дети с аутизмом, при раннем проявлении расстройства, жестикуляцию используют редко. Обычно это манипуляции руками взрослого, как инструментом для получения желаемого. Эмоциональный фон развит слабо и часто выражен вокализацией. Речь может быть развита в раннем возрасте, однако после наступает регресс либо какие-нибудь нарушения вербального общения. Разумеется, это не факт, есть дети с РАС, которые разговаривают, проявляют эмоции разного спектра и так далее. Просто мы будем говорить не об этой форме, а именно о «замкнутых в расстройстве» детях.
Случаются речевые отклонения патового характера, для которых характерно полное отсутствие речи, с невозможностью ее налаживания. В этом случае аутистов пробуют скорректировать на жестикуляцию и максимально социализировать в самостоятельность.
Частый случай — реверсивные местоимения. Это когда человек говорит предложения, в которых он сам упоминается во 2 или 3 лице — «Оля», «Петя», «он», «она» и так далее. Для примера — «Соня будет играть в мячик», «Она не пойдет гулять».
Также распространена эхолалия — повтор услышанного сразу или по истечению времени в виде имитации. Либо жестовая эхолалия. То есть, подражание. Если оно "к месту", даже такое нарушение можно использовать в будущем для налаживания общения, иногда без всякого смысла.
Что делать?
Первая актуальная задача — ребенок с аутизмом должен понимать о чем говорят. Учить просто произносить звуки полезно для артикуляционного аппарата, но бессмысленно для самой речи. Если вы самостоятельно разрабатываете программу для домашних занятий, начните с себя. Исключите бессмысленные фразы, не несущие никакой нагрузки. Например — «О, Боже мой!», нецензурные выражения и так далее.
При этом слова с «нулевым» полезным смыслом придется все-таки внедрять и объяснять — например, «Катя, когда мы говорим «спасибо», мы выражаем радость, что человек нам дал вкусную вещь. Желаем ему — «спаси тебя Бог!», то есть, сокращенно, «спасибо». Или просто их заучить на примерных ситуациях. Если честно, в этом я не сильна, так как у меня неговорящий мальчик. Стоит проконсультироваться со специалистом.
Начинать можно с наглядного пособия. Играть с ребенком в карточки, кубики с картинками или просто показывать на предметы и их называть. Можно даже говорить так — «Посмотри, Катя. Это корова. Корова дает молоко. Она говорит — «Мууууу». Главное, избегать сложных речевых конструкций и сокращений, вроде — «иди сюда», «посмотри». Фразы должны быть наполнены четким и понятным смыслом. Убедитесь, что ребенок усвоил материал, прежде чем переходить к следующему этапу.
Еще одна проблема — сленг, синонимы, замещение слов, ласковые сокращения — «ложка-весло», «зонт-зонтик» и прочее. Для аутиста будет проще понимать и называть вещи своими «именами» на начальных этапах. По мере успехов в обучении, задачу можно потихоньку усложнять.
В работе с речью малыша можно использовать различные приспособления. Если он любит гаджеты, возможно информация будет лучше усвоена со специальных игр на телефоне, компьютере либо планшете. Но увлекаться и оставлять его надолго с электроникой не следует, живое общение она точно не заменит.
Игры — один из самых действенных и развивающих методов для речи и мышления. Например, игра в «съедобное-несъедобное», прятки, шахматы и так далее. Все дети любят играть, даже глубоко замкнутые в себе.
Играйте, развивайте моторику, пойте песни, используйте потешки, в том числе, пальчиковые, рисуйте, лепите из пластилина — в общем, делайте все, чтобы ребенок не оставался полностью и надолго наедине с собой, это его еще больше замкнет и избавит от необходимости общаться. Обязательно хвалите ребенка и поощряйте за успехи.
Самая большая ошибка родителей, думать, что если у ребенка «замкнутое» расстройство, это означает, что он не нуждается ни в ком и никогда. Но учтите, что аутисты быстро устают, поэтому личное время «без никого» и пространство также необходимы. Все должно быть в меру и дозировано.
Нужно ли обращаться к врачам и логопедам?
Обязательно и в первую очередь. Важно проверить слух, артикуляционный аппарат, вынести четкий диагноз с прогнозом, следовать всем рекомендациям. Просто, даже если выводы неутешительны, не нужно отчаиваться, вода камень точит. Всегда можно найти альтернативные способы общения и социализации.
На моем личном опыте именно так и произошло. Мой сын не разговаривает и иногда до сих пор манипулирует моими руками. Но при этом он ласковый, проявляет эмоции и его манипуляции всегда направлены на то, что ему требуется в данный момент. Не без проблем, бывает всякое, конечно, однако стало намного легче.
Знаю, что мои статьи иногда читают очень классные дефектологи, хотелось бы в комментариях почитать советы и рекомендации от профессионалов. И конечно, от родителей особенных детей.