Автор: Егор Малышев
Раздел: Экспертное мнение
Теги: статьи, кризис, клининговая компания, егор малышев, веб-журнал infoclean, cleaning group
Близится к концу четвёртый месяц с тех пор, как российская экономика столкнулась с внешними шоками, равных которых не знает ни экономическая история России, ни даже экономическая история мира. Кризисный импульс, запустивший механизм паники на потребительском и финансовом рынке, постепенно себя исчерпал, отчасти из-за своей объективной недолговечности, отчасти – благодаря расчётливым действиям макрорегуляторов.
Под кризисный удар попали все виды деятельности, отрасли и рынки. Но очевидным становится одно: российский бизнес, на долю которого за минувшие тридцать лет пришлось несколько кризисов, постепенно адаптируется и к новой реальности. Пока одни провожают уходящее прошлое, а другие ищут причины происходящего, третьи продолжают работать и вытягивают на себе большую часть экономики. Именно к последней категории и стоит отнести многие бизнесы, работающие в сфере услуг, для которых каждый кризис – проверка на прочность. Среди них клининговые компании, для которых каждый кризис – это борьба за выживание.
Наша жизнь, как и ритмичная работа наших компаний существенно зависит от тех сфер, которые в годы всеобщего экономического роста принято считать второстепенными, а в годы экономического спада именно расходы на них сокращаются в первую очередь. Однако вскоре после таких сокращений и становится понятно, что без подобных сфер работа слаженных производственных механизмов существенно затрудняется, а то и вовсе становится невозможной. Одним словом, как говорили наши предки: «Что имеем — не храним. Потерявши — плачем».
К таким, буквально незаменимым, сферам деятельности относится клининг, ставший привычной частью делового быта офисов, магазинов и производственных помещений. Ведь если не сварят кофе в соседней кофейне, ваше предприятие, вероятно, продолжит работать в привычном режиме, пусть и с некоторыми элементами дискомфорта для части сотрудников. Но если перестанут убираться места общего пользования, то работа и вовсе может быть приостановлена.
Сегодня клининговые компании отвечают на кризисные вызовы времени, балансируя между падающей платёжеспособностью своих клиентов и неуправляемым ростом издержек своей деятельности. Несмотря на кажущийся неминуемым три месяца назад крах, они всё-таки находят пути адаптации к ухудшившимся условиям существования.
Падающие доходы населения с одной стороны и сокращение присутствия ряда зарубежных фирм в российских городах с другой привели к заметному сокращению денежных оборотов, что сказалось на финансовых результатах очень многих компаний. Поставленные перед необходимостью переходить в режим жёсткой экономии, они начали давить на своих партнёров в секторе B2B-услуг. В качестве традиционных инструментов используются предложения по пересмотру цен контрактов в сторону понижения, а также по изменению условий контрактов и сроков их оплаты. Таким образом, многие заказчики стремятся не воспринимать кризисные потери, а просто перекладывать их на своих контрагентов, что, конечно, не укрепляет экономику.
Действительно, на фоне ухода из торговых центров значимых якорных арендаторов, наложившегося на весенний инфляционный всплеск и валютную нестабильность, которые заставили население кардинально сократить свои расходы до необходимого минимума, растет вероятность депрессии у руководителя любой сервисной компании. После ажиотажного, но недолгого взлёта расходов населения в марте, в апреле и мае началось их падение с ежемесячными темпами в 10-11% в реальном выражении. И сразу вслед за уменьшением количества покупателей в магазинах начал сокращаться оборот услуг, потерявший в последние весенние месяцы 7,5% и 3,1% соответственно. При этом прогнозы на будущее у руководителей сервисных компаний ухудшаются: если месяц назад индекс предпринимательских настроений PMI составлял 48,5, что и без того означало ожидание сокращения, то сегодня он оценивается и вовсе в 44,5. И этот показатель хуже, чем, например, в промышленном производстве, где тоже ожидают сокращения, но всё же в меньшей степени.
Такая динамика и ожидания вполне объяснимы — предприятия вынуждены экономить. В то же время снизить издержки, связанные с поставками материалов, многие из которых импортные, они не могут: цены растут то из-за нестабильного курса, то из-за нарастающего дефицита. Сократить расходы на персонал также нереально, так как экономике страны поставлена задача не допустить роста уровня безработицы. Потому и режутся бюджеты на пользование услугами сторонних организаций.
Естественно, под удар попадают и клининговые фирмы, по которым кризис бьёт с нескольких направлений. Во-первых, упомянутые выше предложения клиентов. Во-вторых, дорожающие материалы и техника, чем дальше, тем все больше становящиеся дефицитом, причём, уже невзирая на укрепляющийся рубль. В-третьих, обостряется конкуренция на сжимающемся рынке.
Любая клининговая компания, которая тоже вынуждена экономить, не может себе этого позволить, поскольку заказчик, считающий сегодня каждый рубль, становится исключительно требовательным к качеству получаемых услуг. На этом фоне востребованным становится опыт руководителей и квалификация сотрудников сервисных провайдеров, которые, понимая ситуацию, готовы взять на себя дополнительные обязательства и ответственность, гарантируя высокое качество своих услуг. При этом понятно, что работать придётся больше за меньшие деньги – таковая неумолимая логика кризиса.
Однако, что бы ни происходило, экономика будет существовать и работать дальше: предприятия будут производить, ритейлеры будут продавать, люди будут покупать. Кризис заставит нас пересмотреть свои бюджеты, реструктурировать и упростить свои расходы, но не отменит их. А значит, сохранятся и рынки услуг, и выстоявшие в непростой антикризисной борьбе компании. Как всегда, помимо многих зол, кризис выполнит и функцию стимулятора становления самых сильных и устойчивых игроков на рынке, сумевших найти баланс интересов со своими заказчиками, не выставляя им неподъёмные условия.
Несмотря ни на что, весна 2022 года показала, что клининг остаётся востребованной услугой: бизнес и население привыкло к определённому, достаточно высокому стандарту чистоты и комфорта помещений. При этом стоимость услуг и наличие свободного времени и ресурсов остаются основными критериями при выборе между уборкой собственными силами и привлечением профессионалов. Однако, специализирующимся на своих функциях производственным или торговым предприятиям вряд ли стоит отвлекать своих квалифицированных сотрудников на выполнение несвойственных им функций.
Сопоставляя цены на предоставляемые услуги и оперативность ответов сотрудников клининговых компаний, заказчики неизменно формируют реноме лидеров рынка. Кроме того, неоспоримыми преимуществами становятся используемые в работе качественные и безопасные средства бытовой химии и инвентарь, на что очень чутко реагируют многие клиенты. А при работе на больших площадях значение приобретает ещё и использование высокотехнологичного оборудования и техники. Многому из этого сегодня приходится искать замену: некоторые зарекомендовавшие себя бренды временно ушли с российского рынка, но жизнь на этом не останавливается.
Всё это, конечно, серьёзно затрудняет ведение бизнеса и требует перестройки логистических цепочек, но сейчас стало необходимостью. Да, приходится с некоторой тревогой глядеть в ближайшее будущее: на конец лета и осень, когда прежние складские запасы полностью иссякнут и многих привычных вещей мы не увидим ни на складах, ни на прилавках. Но компании-импортёры уже прорабатывают новые каналы поставок, что увеличит цены, но не оставит экономику без зарубежной продукции: новые поставщики и параллельный импорт постепенно занимают свои ниши. И пусть это далеко от идеала, но всё же – симметричный ответ на вызовы времени.
Успешно найденная замена вносит весомый вклад в устойчивость бизнеса клининговой компании. И над всем этим профессионализм сотрудников, которые превосходно знают своё дело, и за которыми не надо смотреть. Поскольку требовательность заказчиков растёт по причинам, отмеченным выше, важным критерием успешности фирмы, оказывающей клининговые услуги, становится пунктуальность её сотрудников.
В своём развитии клининговые компании становятся универсальными игроками на рынке. Провайдер, способный обеспечить уборку быстро и качественно, вовсе не обязательно раньше предлагавший лучшие цены, сегодня уже может оказаться среди лидеров и в ценовом отношении. Весь набор конкурентных преимуществ, которые обретает компания, становится залогом не только её выживания в жёстких текущих условиях, но и предопределяет будущий рост. Ну а для заказчиков важны ещё прозрачность расчётов и уверенность в том, что цена контракта не будет меняться. Адаптация клининговых фирм к новым условиям, которую мы наблюдали в режиме онлайн минувшей весной, не оставляет сомнений в том, что нас и дальше ждут чистые и опрятные офисные помещения, производственные площади и торговые ряды.
Автор: Егор Малышев, глава компании Cleaning Group
Источник: Веб-журнал InfoClean