Те, кто родился в 70-80-е годы ХХ века наверняка помнят советские автомобили. Марок было немного: самая престижная – «Волга», потом «Жигули», а после уже шел «Москвич» и, наконец, «Запорожец».
«Волга» была большим и комфортным автомобилем, поэтому перевозила чиновников и служила в такси, хотя была и у высокопоставленных частников.
«Жигули», как более современная машина, привлекала тех, кто любил скорость. «Москвича» активно покупали сельские жители (еще бы! рессорная подвеска, а значит проходимость, грузоподъемность). «Запорожец» - самый маленький и дешевый иногда даже доставался бесплатно инвалидам войны.
И хотя под каждой маркой выпускалось несколько различных моделей, автопром советской эпохи нельзя назвать настолько интересным и оригинальным, чтобы посвятить ему целый музей.
Музей ретроавтомобилей
Но нашелся энтузиаст, который думал иначе и доработав идею, в 2003 году основал в Москве Музей ретроавтомобилей на улице Рогожский Вал. Бизнесмен Дмитрий Октябрьский решил демонстрировать в музее не только советские, но и зарубежные ретроавтомобили, которые в стране победившего социализма были огромной редкостью.
Понятно, что в условиях рыночной экономики (речь идет о начале 2000-х годов), уже можно было купить за рубежом и привезти в Россию даже самые редкие экземпляры, но не всегда они были в идеальном состоянии.
В итоге к музею добавилась реставрационная мастерская и многие экспонаты засверкали лаком как будто только сошли с конвейера. Кадиллаки, линкольны, паккарды, форды 30-60-х годов вместе с советскими авто различных марок выстроились как на парад в огромном ангаре на территории бывшего Автомобильно-экспедиционного комбината No 4.
К сожалению или к счастью, в настоящее время Музей ретроавтомобилей, который в 2020 году стал Музеем транспорта Москвы, сейчас находится в процессе переезда на новую площадку.
В 2023 году постоянная экспозиция Музея Транспорта Москвы откроется в уникальном здании, шедевре конструктивизма — гараже Мельникова по адресу Новорязанская улица, дом 27.
Архитектура
Поскольку здание музея представляло из себя ангар, его отличало наличие большепролетных конструкций, то есть несущих перекрытий. Но они имели особенности - увеличенная несущая способность при малой материалоемкости. Они применяются для сооружения перекрытий больших пролетов (от 36 м), поэтому подобные сооружения можно причислить к сложным строительным конструкциям.
По воспоминаниям участников событий это было инструментальное обследование, специалисты группы КТБ проверяли сварочные швы, изучали состояние железобетона, искали трещины.
В процессе обследования кровля вскрывалась для оценки текущего состояния. Обследователи сразу обратили внимание, что старая кровля была в свое время неверно заложена, в ней было несколько слоев и под нагревом солнца она немного сползла на одну сторону под собственным весом.
Этому способствовала сама конструкция ангара, крыша которого представляла из себя выгнутое дугообразное покрытие с углом примерно в 45 градусов. Старую пятисантиметровую кровлю нужно было облегчить, чтобы не было нагрузки на большепролетные конструкции, которая образовалась при ее сползании.
В итоге решение было найдено: старую кровлю предложили снять и настелить новую, также были даны рекомендации по усилению большепролетных конструкций. Подробнее о том, как группа КТБ проводит обследования, можно прочитать здесь.