Несмотря на снижение заболеваемости, пандемия коронавируса не завершилась, считает иммунолог Николай Крючков. Беспокойство вызывает и скорость мутации нового вирусного заболевания — оспы обезьян.
Нужно быть готовыми ко всему
Хотя многие уверены в том, что глобальная эпидемия коронавируса закончилась, это не соответствует действительности. Президент Соединенных Штатов Джо Байден в ходе своего выступления по поводу применения вакцины от COVID-19 для профилактики заболеваемости среди детей до пяти лет призвал Конгресс приготовиться к новой пандемии. Крючков полагает, что опасения Байдена имеют под собой основания.
По словам иммунолога, очередной волны коронавирусной инфекции следует ожидать осенью-зимой этого года. При этом, заметил Крючков, нельзя исключать мутаций вируса в направлении большей патогенности. Стремительно изменяется и вирус оспы обезьян.
Не стоит сбрасывать со счетов и грипп — он, скорее всего, не породит пандемию, но усугубит ситуацию с заболеваемостью. Как заявил ученый, есть и другие кандидаты на пандемию, поэтому нужно быть готовыми ко всему и учитывать даже наиболее пессимистичные сценарии.
Вирус оспы обезьян мутирует рекордными темпами
Мировое сообщество пока не воспринимает оспу обезьян как большую опасность, однако вирус очень быстро мутирует. Крючков не исключает, что очередные мутации значительно увеличат смертоносность вируса и скорость его распространения.
Пока критических мутаций выявлено не было, однако вирус изменяется в несколько раз быстрее, чем это было во время прошлых вспышек. Это объясняется тем, что инфекция поражает значительное количество людей вне Африки, а эффективность мутации находится в прямой зависимости от числа заражаемых.
Как утверждает ученый, поле для мутаций вируса обезьяньей оспы постоянно ширится, а скорость изменений нарастает. Если ослабить контроль за ситуацией, вирус может породить новую пандемию. Все усилия необходимо направить на подавление вспышки, считает Николай Крючков.
Коронавирус коварнее, чем кажется
После того, как штамм коронавируса "омикрон" ученые признали менее патогенным, большинство людей успокоилось и поверило в то, что пандемия осталась в прошлом. Крючков предупреждает, что оснований для такого безоговорочного оптимизма нет. Он ссылается на исследование, которое показало, что каждое последующее заражение человека коронавирусом повышает риски тяжелых последствий. Очевидно, коронавирус оставляет в организме негативный след, функциональный и органический, и с каждым новым заражением проблема усугубляется.
Сомнительна и сама теория о том, что вирус постепенно снижает патогенность. Как утверждает Крючков, менее опасным оказался только "омикрон", однако это единичный случай, а не тенденция: если посмотреть на эволюцию коронавируса в целом, то патогенность нарастала (за исключением "омикрона"). Нельзя дать гарантий, что дельта-линия вируса не мутирует и эта более патогенная мутация не окажется эволюционно значимой.
Николай Крючков призывает быть начеку и на всякий случай готовиться к самому пессимистичному сценарию.
-----