Местоположение.
Село Капцево, Нажеровского с/а Ильинско-Хованского района Ивановской области.
Исторический адрес.
Ростовского уезда Ярославской губернии.
Историческая справка
Усадьба расположена к югу от села, на возвышенном берегу р. Капца, на бывшей большой Ярославско-Суздальской столбовой дороге. Представляет собой остатки крупного архитектурно-паркового ансамбля периода развитого барокко.
Анализ планировки комплекса позволяет отнести время его создания к середине XVIII века. Более четко определиться с временными границами его появления может помочь анализ имеющихся в нашем распоряжении исторических сведений.
Село Капцево древняя родовая вотчина дворян, а затем графов Воронцовых. Известно, что уже в начале XVII века им владел Никита Федорович Воронцов, от которого оно перешло к его сыну Гавриилу, сотнику в стрелецком войске, впоследствии погибшему при осаде Чигирина в 1678 г. Далее им владеет сын погибшего Ларион (1674-1750 гг.) стольник и ростовский воевода. При нем усадьба имела еще иной облик, о котором мы можем только догадываться. Известно, что в это время в селе имеется деревянная церковь Владимирской Божьей Матери. Видимо и хозяйские хоромы, и другие усадебные строения в это время еще выполнены из дерева. А все его имение состоит из двухсот душ крестьян.
Реальные материальные основы для постройки новой усадьбы появляются у Лариона Гавриловича только после коронования Императрицы Елизаветы Петровны в 1741 г., когда «за услуги, оказанные сыном его Михаилом, он получил богатые поместья, чин действительного статского советника и Александровскую ленту, а вскоре и чин тайного советника». Но к этому времени Лариону Гавриловичу было уже к 70-ти, и он вряд ли бы взялся серьезно изменять свой быт. А потому наиболее вероятно, что строительство новой усадьбы начал его младший сын Иван (1719-1786 гг.), будущий граф, Президент Вотчинной Коллегии, генерал-поручик, сенатор, действительный камергер и кавалер, унаследовавший Капцево после смерти отца в 1750 г.
Вскоре после вступления во владение имением Иван Илларионович задумывает создание нового усадебного комплекса, что косвенно подтверждает и факт устройства им в селе нового «каменного, одноглавого, в связи с колокольнею, храма» в 1757 году.
На террасе берега реки Капцы разместились главные постройки усадьбы – дворец и флигели, а так же парк.
Русло реки было перегорожено в четырех местах и образован каскад из четырех вытянутых прудов дугой окружавших усадьбу с юго-запада. На первом пруду был сделан небольшой островок, на котором располагался каменный парковый павильон. По дамбе первого пруда первоначально проходил въезд в усадьбу и село со стороны села Нажерова. В репрезентативную часть кроме дворца с флигелями и террасированного парка входила так же каменная церковь Владимирской Божьей Матери. Она располагалась западнее дворца, через нажеровскую дорогу. Территория при ней была окружена кирпичной оградой имеющей в плане овальную форму. Несколько западнее основного входа располагалось 2-х этажное кирпичное здание вотчинной конторы.
В хозяйственную часть комплекса входил ряд построек различного назначения. В документальных источниках 1850-х гг. при усадьбе упоминаются следующие строения хозяйственного назначения: конюшня или конный завод, каретный сарай, манеж, скотный двор, кухня, рига, сенной сарай, оранжереи, дегтярный смоляной завод, винокуренный завод, 3 водяных мельницы. Часть из этих строений располагалась в непосредственной близости от дворца, входила в состав комплекса, а часть размещалась в удалении от него. Так как все строения, изначально входившие в состав комплекса строились каменными можно предположить, что большая их часть сохранилась и к середине XIX века.
Со стороны северного фасада дворца, была образована широкая уходящая вдаль перспектива партера, характерный для барокко прием. Одна из сторон партера поддерживалась порядком деревенской застройки, а другая, видимо, тогда еще представляла лесной массив, где вполне мог размещаться упоминаемый в источниках зверинец. Село входило в состав комплекса усадьбы как его составляющее. А дороги, расходившиеся в разные стороны от села, имея развязку в центре усадебного комплекса, соединяли его со всеми частями вотчины. Таким образом, была реализована главная идея барокко –главный дом и владелец - как абсолютные доминанты, центр мира созданного в одном имении и при этом идейно связанного с дворцом Императора обустроенного по тем же принципам, а соответственно подчиненного той же идее на государственном уровне.
Созданный Иваном Илларионовичем ансамбль отчасти продолжил свое развитие при его сыне Илларионе. При котором, видимо, появились некоторые служебные и хозяйственные постройки, из которых достаточно четко определяется единственная сохранившаяся на сегодняшний день постройка вотчинной конторы конца XVIIIв., а т.ж. были обновлены насаждения парка и отчасти его планировка. Последующий владелец граф Иван Илларионович Воронцов-Дашков, тайный советник Двора Его Императорского Величества Обер-Церемонимейстер и разных орденов кавалер, никаких изменений в комплекс не внес, да видимо и не бывал в Капцеве. В 1833-34 г. упоминается что имением управляет по доверенности мать его графиня Ирина Ивановна. Видимо к этому времени имение перешло в разряд заглазных. В 1854 г. имение перешло во владение наследников Ивана Илларионовича несовершеннолетнего графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова и по раздельным актам между ним и сестрой его княгиней Ириной Ивановной Варшавской, графиней Паскевич-Эриванской и матерью графиней Александрой Кирилловной Воронцовой-Дашковой.
И в документе 1855 г. об усадьбе сказано что «все оное строение находится в самом ветхом положении». Единственной действующей постройкой в усадьбе, кроме храма, оставалось здание вотчинного правления, потому видимо и сохранившееся до сегодняшнего дня.
В 1887 году владельцем земель села Капцева-Богородского числятся Обрядчиков Д.А., и Кулешов Е.Е.
В усадьбе сохранились:
Сохранились: каменный дом священника; парк со значительными выпалами насаждений; террасированный склон к реке, четыре пруда в каскаде и один одиночно; руины церкви Владимирской Божьей Матери 1757 г.; прослеживаются фундаменты главного дома и флигелей.
Дмитрий Ойнас