Итак, Франклин завел книжечку, где писал о нарушении им добродетелей.
Любознательным читателям стало интересно, какова толщина этой книжечки. Здесь всё просто: Франклин завёл книжечку из 13 страниц — по одной на каждую добродетель. Каждую страницу он разлиновал так, что получилось семь столбцов (семь дней недели). Затем он провёл 13 горизонтальных линий (13 добродетелей). Еженедельно он сосредотачивал свое внимание только на одной из заповедей, которая шла по очереди в его списке. Тринадцать недель подряд он тщательно работал над своим списком из заповедей и затем повторял этот процесс еще 4 раза за год.
И что же из всего этого получилось?
Франклин предпринял просто героические усилия, чтобы следовать своей системе. Но именно эта книжечка убедила Франклина в том, как далек он от совершенства - случаев нарушений добродетелей было намного больше, чем мог предполагать сам автор новой системы самосовершенствования.
Самая большая трудность для него была в соблюдении распорядка дня. Франклин пришел в результате к выводу, что точный распорядок дня - совершенно нереальное требование к работникам многих профессий.
Как же строился день Франклина? Он вставал в пять утра, умывался, молился, составлял план работы в на день и приступал к занятиям. Около восьми часов завтракал, с восьми до двенадцати работал. С двенадцати до двух - читал, проверял счета, обедал. С двух до шести вновь рабочее время. С шести до десяти музицировал, участвовал в беседах или развлекался другим способом, ужинал - подводил итоги дня.
Франклин понял: и 13 добродетелей, и аккуратно разграфлённая книжечка с успехами и неудачами - всё это было довольно далеко от реальности, от образа жизни обычного человека. Он писал: "...что-то вроде голоса разума время от времени нашёптывало мне, что такая крайняя щепетильность, которой я от себя требовал, может оказаться своего рода фатовством в морали, которое, стань оно известным, сделает меня смешным".
Франклину было всего 22 года, когда он сформулировал свою систему и приступил к её реализации. Конечно, Франклин не достиг недостижимого в виде морального совершенства, зато получил от стремления к этому определенные положительные практические результаты. Например, следуя своей системе, он всегда старался быть скромным. А точнее, он был всегда скромен в дискуссиях с любым собеседником, никогда категорически не высказывал своего мнения, всегда подбирал такие слова, которые не задевали бы самолюбия собеседника. Поэтому из его лексикона исчезли такие слова, как "конечно", "несомненно", и др. А в случае, если он был уверен в своей правоте, он всё равно говорил "я полагаю", "мне так кажется в данный момент". Постепенно такая манера выражать свое мнение стала для Франклина привычной и естественной. И именно это помогло ему, чтобы с его мнением считались: "...Ибо я был плохим, некрасноречивым оратором, затруднялся в выборе слов, говорил не очень правильно и, несмотря на все это, обычно проводил свою точку зрения".
А на основании многолетнего опыта пришел к выводу, что многие черты человека поддаются изменениям с большим трудом. "Вероятно, - писал он, - из всех наших прирождённых страстей труднее всего сломить гордость; как ни маскируй её, как ни борись с ней, умерщвляй её, - она всё живет и время от времени прорывается и показывает себя... Ибо даже если бы я решил, что полностью преодолел её, я, вероятно, гордился бы своей скромностью".
В некоторых своих работах он представляется читателю как непоколебимый вегетарианец, стойкий трезвенник, читающий мораль любому, кто в его присутствии приобщится к вину или к другим более или менее запретным радостям жизни. Однако в действительности он был настоящим жизнелюбом, обаятельным и простым человеком, прекрасным собеседником. Уже убеленный сединой, Франклин в письме одному из своих друзей пишет: "Что до меня, то я люблю компанию, болтовню, смех, рюмочку и даже песню...".
Наверное, можно сделать вывод? Совершенствуйтесь. Главное, не доводите до фатовства. Чтобы не стать смешным.
#мораль #интересныелюди #история #культура