Этой весной на российскую экономику обрушился небывалый шквал санкций. В самой затруднительной ситуации оказался отечественный экспорт, продавать товары в США или Европу стало непросто и накладно. Но стоит ли отказываться от попыток завоевать заграничного покупателя? Мы расскажем, в каких странах сейчас можно наладить продажи нашим интернет-продавцам и почему России рано ставить крест на онлайн-экспорте.
Российский онлайн-бизнес совсем недавно начал осваивать экспорт. Первые успехи на этом поприще пришли к нам вместе с пандемией. Казалось, впереди маячит светлое будущее, но текущая политическая ситуация перечеркнула все планы и заставила приуныть предпринимателей. Бесконечные скачки курса валют, серьезные проблемы с логистикой, тысяча и одна сложность с преодолением таможни – конечно, все это не внушает оптимизма. Но опускать руки рано. Если негостеприимный Запад не хочет открывать вам путь к сердцу покупателей, нужно искать альтернативу. И она гораздо ближе, чем вы думаете: многие российские товары на «ура» принимают в дружественных странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Почему ЕАЭС?
- Лояльное отношение к российским интернет-продавцам.
- Большой сегмент русскоязычной аудитории.
- Рост покупательского интереса к российским товарам.
- Отсутствие таможенного оформления и пошлин для стран-участниц ЕАЭС.
Куда продавать?
Сейчас самыми быстрорастущими рынками e-commerce в ЕАЭС могут похвастаться Беларусь и Казахстан.
В Казахстане в первом полугодии 2021 года рынок e-com вырос в 2,2 раза, а в Беларуси – на четверть. Местные покупатели по-новому взглянули на интернет-шоппинг в период пандемии и теперь продолжают охотно покупать онлайн, активно заказывая товары в том числе и в России. По данным Boxberry, в прошлом году на Беларусь и Казахстан пришлось около 90% всех отправок по ЕАЭС.
Темпы роста белорусского и казахского e-commerce впечатляют, но ограничиваться только этими направлениями не стоит. В ЕАЭС есть менее крупные, но не менее перспективные для экспортной онлайн-торговли страны – Киргизия и Армения. Местные жители заинтересованы в онлайн-шоппинге ничуть не меньше, хотя возможностей для бурного развития e-commerce здесь не так много. Например, в Киргизии в 2021 году объем оборота электронной коммерции составил скромные $109 млн. При этом всего 28% местных онлайн-магазинов работают полноценно, 72% — это виртуальные витрины офлайн-точек. Все это играет на руку российским продавцам. В условиях небольшой конкуренции со стороны местных онлайн-предпринимателей гораздо легче завоевать рынок и доверие покупателей.
Ключ на старт
Для завоевания любого рынка нужна грамотная стратегия. Рассказываем, на что стоит обратить внимание перед стартом продаж в странах ЕАЭС.
- Заранее ознакомьтесь со списком товаров, запрещенных к ввозу в ту или иную страну.
- Узнайте больше об исторических и культурных особенностях каждой страны. Формировать ассортимент товаров стоит с учетом этих особенностей.
- Адаптируйте свой сайт для иностранных покупателей. Конечно, в странах ближнего зарубежья многие говорят по-русски. Но если вы охватите и нерусскоязычную аудиторию, это даст вам сто очков к карме и к продвижению.
- Убедитесь, что название вашего магазина или бренда не совпадает с названиями местных конкурентов. А еще стоит проверить, как звучит ваш бренд в переводе на язык той страны, где вы хотите начать продажи. Это поможет избежать неловких ситуаций.
- Позаботьтесь об удобной доставке. У ваших зарубежных покупателей должна быть возможность получить товар с комфортом. Для тех, кто живет на удаленных территориях, будет важна курьерская доставка, а население крупных городов охотнее выберет самовывоз. Кстати, не забудьте проверить, что на вашем сайте есть исчерпывающая информация о доставке в другие страны.
- Решите вопрос с оплатой товаров. Привычные способы сейчас просто не работают. Поэтому стоит заранее разобраться с тем, как вы будете принимать платежи от зарубежных клиентов. Если вы не слишком подкованы в этой теме, советуем посмотреть наше видео. Помните, что вам предстоит не только самому разобраться во всех тонкостях, но и популярно объяснить клиентам, как им оплачивать заказы.
Главный плюс продаж в ЕАЭС — одинаковые условия отправки во все страны. Вам не придется разбираться в куче правил и документов, можно начать работать сразу на нескольких новых рынках. А какие из направлений вам кажутся наиболее перспективными и почему? Рассказывайте в комментариях.