Продолжаем серию постов о каменном зодчестве, и сегодня на очереди владимиро-суздальская школа, подарившая миру самые изящные и утончённые храмы.
Перенос в 12 веке административной власти из разграбленного и угасающего Киева на новые земли поспособствовал стремительному развитию новых городов со столицей во Владимире. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества не просто продолжила традиции византийской, киевской и галицкой архитектуры, но и значительно обогатила их западноевропейскими идеями и элементами. Гениальные мастера того времени нашли точное соотношение масс в сочетании с виртуозно выполненным декором, а также очень быстро научились «инженерно» мыслить.
Впервые во Владимиро-Суздальские земли каменное зодчество принёс князь Владимир Мономах, по указу которого был возведён храм Рождества Богородицы в Суздале. В своё время это был монументальный храм, который показывал превосходство христианского Бога над языческими идолами.
Князь также прославился возведением Успенского собора во Владимире (1158 год). Но после смерти Мономаха возведение каменных архитектурных сооружений на северных землях Руси временно приостановилось. Возрождение случилось уже во времена правления Ростово-Суздальского князя Юрия Долгорукого и его сына – Владимирского князя Андрея Боголюбского.
Дальше расскажем о самых знаменитых архитектурных шедеврах владимиро-суздальской школы.
🛕 Спасо-Преображенский собор Переславль-Залесского (1152–1157 гг.) — почти не изменившийся с 12 века, самый ранний из сохранившихся архитектурных памятников владимиро-суздальской школы.
Особенно хочется отметить невероятные инженерные достижения. Кардинально меняется техника строительства: вместо плинфы использовали полубутовую технику кладки, когда между двумя известняковыми плитами пространство заполнялось строительным мусором и щебнем. Собор стоит на прямоугольной сетке ленточных фундаментов, которые протянуты от столбов к стенам в поперечном и продольном направлениях на глубине 1,5 метра, что для того времени являлось очень впечатляющей и прочной конструкцией, напоминающей своей совершенной геометрией планировку римских военных лагерей.
Никаких украшений, наподобие замысловатого орнамента, фресок или барельефов, у храма нет: он строг и аскетичен снаружи и внутри — в этом и заключается его особая прелесть.
Любопытный факт — при реставрации храма в 2015 году археологи раскрыли загадочное убийство Андрея Боголюбского , совершённое в 1174 году. Ровно посередине южной апсиды собора обнаружили древнее граффити — список убийц князя. В левом столбце содержится список убийц, проклятия им, а в правом — краткое сообщение об убийстве.
🛕 Успенский собор во Владимире (1158–1160 гг.) возведён по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества мастерами из Священной Римской империи.
Храм был построен по образцу Успенского собора Киево-Печерского монастыря и первоначально представлял собой шестистолпные одноглавое сооружение с позакомарным завершением и тремя высокими апсидами на востоке.
Мягкий известняк позволил выполнить резные фасады: появляется аркатурный пояс,который раньше был расписан, что характерно для храмов романского стиля в Ломбардии.
После пожара 1185 года собор был восстановлен князем Всеволодом Большое Гнездо. И тогда собор обнесли высокой галереей с позакомарным завершением, фасады декорировали, алтарь заново возвели и увеличили за счёт дополнительного членения.
Позже, в 14 веке уже возвысившаяся Москва пошлёт расписывать Успенский Собор Андрея Рублёва, великолепные фрески которого можно увидеть и сегодня.
🛕 Церковь Покрова на Нерли (сер. 12 века) — не только самый совершенный храм, но и один из величайших памятников мирового искусства, созданный на Руси, по указанию князя Андрея Боголюбского, вероятнее всего, итальянскими (а по одной из версий даже хорватскими мастерами), о чём мы писали ранее:
Место для храма выбрал князь в заливных лугах, на перекрёстке двух рек — Нерли и Клязьмы. Устье полноводной и глубокой тогда реки Нерли находилось на пересечении речных торговых путей и служило воротами во Владимирские земли. Храм являлся предвратным монументом.
Холм, на котором стоит церковь Покрова на Нерли — искусственно созданный. Учитывая близость воды, зодчие совершили инженерное чудо: сначала сделали широкий ленточный фундамент, продолжением которого стали стены, высотой в 3,5 метра, а потом засыпали все грунтом! И уже на получившимся холме возвели четырёхстолпный одноглавый храм, украшенный романской резьбой, феноменальная прочность которого потрясает и по сей день.
🛕 Дмитриевский собор во Владимире (1197 г.) сооружён в честь великомученика Димитрия Солунского по указу князя Всеволода Большое Гнездо греческими, итальянскими, немецкими, и, конечно же, нашими мастерами. Собор являлся домовым храмом князя, так как раньше рядом находился разобранный в 19 веке княжеский дворец.
Небольшую белокаменную церковь спроектировали в виде креста с полукруглыми апсидами. Храм построен из известняка и около 600 резных камней украшают стены этого собора, резьбой украшен даже барабан.
На барельефах замысловато сплетены христианские, мифологические и литературные образы. Тут можно увидеть святых, мирских правителей, музыкантов, животных , птиц, странных чудовищ с двумя головами. Например, на южном фасаде можно увидеть Александра Македонского, а на северном — изображения князя Всеволода Большое Гнездо и его семьи.
Читайте также:
Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм, мы сделаем отдельный пост про чудесные барельефы этого собора, не переключайтесь!
#armos #россия #russia #храмы #архитектура #каменноезодчество #владимиросуздальскаяшкола #искусство