Преподавателя Боринской детской школы искусств, концертмейстера Анатолия Ивановича Королькова не без основания называют человеком-легендой. В БДШИ трудится 57 лет, 45 из которых был директором образовательной организации.
Один из первых профессиональных баянистов в Липецком районе. Аккомпанировал в легендарном ансамбле Андрея Петровича Мистюкова «Трудовые резервы». Участник Всесоюзного смотра художественной самодеятельности. Выступая на сцене Кремлевского Дворца съездов, получил Диплом первой степени и попал «в телевизор» – редкая честь в 1960-е годы.
Первым в нашем районе удостоен звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Участвуя во всероссийской телепередаче «Играй, гармонь любимая!» имени Геннадия Заволокина, получил титул лучшего гармониста-рояльщика «золотой десятки». Не случайно коллеги избрали его председателем Липецкого регионального отделения Российского союза гармонистов. По приглашению Российского центра науки и культуры в Варшаве выступал при посольстве России в Польше.
Многократный победитель престижных творческих состязаний областного и всероссийского масштаба. Член жюри районных и региональных конкурсов и фестивалей.
За многолетнее служение культуре, личный вклад в сохранение и развитие духовных и культурных традиций Отечества, добросовестный труд по эстетическому воспитанию и образованию детей и подростков Анатолий Корольков награжден Благодарственным письмом Российского Фонда культуры, Почетной грамотой комитета по культуре г. Москвы.
Среди наград: юбилейная медаль «Во славу Липецкой области», Почетные грамоты управления культуры и искусства Липецкой области, почетный знак «За заслуги перед Липецким районом». Его имя – на Доске почета и в Книге почета «Трудовая слава Липецкой области» и «Трудовая слава Липецкого муниципального района». И еще десятки других значимых вознаграждений.
Неоднократно избирался депутатом Боринского сельсовета, председателем законодательного органа сельского поселения.
23 июня Анатолию Ивановичу Королькову исполняется 80 лет. Накануне юбилейной даты вспоминали с ним о прошлом, говорили о дне сегодняшнем и размышляли о будущем...
«Все, что случилось однажды»
– Анатолий Иванович, не могу осмыслить, что вам 80! Похоже, действительно, возраст – это не года, это ощущения...
– Мне и самому не верится, что 80 лет позади! Сколько всего было за эти годы! Не перечислишь. 80 – вроде большой промежуток времени, но как они быстро промелькнули...
– Жизнь вас не баловала. Но вы называете себя счастливым человеком...
– Да, порой было нелегко. Но я благодарен судьбе за всё: за радости и даже за невзгоды, которые сделали меня сильней, выносливей, трудолюбивей.
– А можно ли войти в одну реку дважды?
– Все, что случилось однажды, уже не повторится никогда.
– Расскажите о семье, о детстве.
– Моя малая родина – хутор Поздняков Грязновского сельсовета. Этого населенного пункта уже нет на географической карте – канул в Лету. Когда я родился, отец, Иван Иванович, воевал на фронтах Великой Отечественной. В 1944-м вернулся инвалидом, без пальцев рук и ног. Работал счетоводом в колхозе и сборщиком продукции у населения. В годы войны мама, Александра Павловна, трудилась в тылу, а в мирное время была почтальоном. Детей в нашей семье двое, брат Вячеслав младше меня на десять лет.
В детские годы мы, конечно, играли в разные игры, но чаще всего помогали родителям по хозяйству. У нас был большой огород в 50 соток и такой же у бабушки, где я любил полоть картошку. В три тяпки с мамой и бабушкой проходили по шесть грядок. Но самой тяжелой работой, настоящим адом была прополка проса. Нужно было не только вырвать вручную сорняки, внешне очень похожие на культурное растение, но и не повредить посевы. Созревшее просо молотили цепами – тоже тяжелый труд.
На подворье держали много живности. Рано утром в неугодьях, на болоте косили траву: мама и я, 10-летний пацан. А потом на тачке отвозили домой. Работал на пасеке, где держали десятки ульев. Так что детство мое прошло в нелегкой работе.
– На хуторе была школа?
– Работала начальная школа. Она была малокомплектной, все ученики находились в одной классной комнате. С 4 по 7 класс я учился в селе Круглянка Хлевенского района. Шесть километров туда и столько же обратно. В теплое и сухое время года добирался на велосипеде, в снежную пору – на лыжах. Но чаще всего – пешком по бездорожью. Из дома выходил ранним утром: за опоздания на уроки могли исключить из школы. В морозы жил на квартире у дальних родственников. Питался хлебом, испеченным пополам с картофельной ботвой. На неделю – половинка ковриги. Голодно, но так жили многие в то время.
С музыкой по жизни
– Когда в вашей жизни появилась гармонь?
– Мой дед по материнской линии, Павел Никифорович Волков, превосходно играл на гармошке. Его приглашали на свадьбы не только жители нашего хутора, но и ближайших сел и деревень. Он часто брал меня с собой. От него-то всё и пошло. Я тоже всем сердцем полюбил этот музыкальный инструмент.
Уже с 4-го класса играл на всех школьных вечерах. А когда стал постарше, посыпались предложения сыграть на свадьбах. Ходил с большой охотой, но и с большим риском, ведь если бы про это узнали в школе, не миновать нагоняя.
Играл я неплохо, но нотной грамоты не знал. Поэтому после семилетки поступил в музыкальную школу города Липецка в класс народных инструментов, в котором преподавал Виктор Николаевич Городнов. За год сумел пройти то, что проходят за пятилетний срок обучения. Тогда же твердо решил, что будущая профессия будет связана со сферой культуры.
– О другой не мечтали?
– Нет. Очень хотелось стать профессиональным музыкантом. После окончания музыкальной школы поступил в Липецкое музыкальное училище. Мне повезло: учился у ведущего педагога по классу баяна Ломакина Леонида Васильевича. И на втором курсе меня пригласили аккомпаниатором в Липецкий народный хор «Трудовые резервы», которым руководил Заслуженный артист РСФСР Андрей Петрович Мистюков, истинный знаток и хранитель национального песенного искусства. В составе именитого коллектива работал с 1961 по 1965 год, играл в нем и после окончания училища. Одновременно преподавал в Боринской музыкальной школе.
– Когда окончательно обосновались в Боринском?
– В 1965-м перешел на постоянную работу в Боринскую музыкальную школу. И с этого года стал участвовать практически во всех районных праздниках и концертах, аккомпанировал академическому хору районного Дома культуры. В том же, 65-м, меня пригласили на Всесоюзный смотр художественной самодеятельности, где получил Диплом победителя.
Школа искусств
– Вы возглавили школу в 1967-м. Вам было 25 лет, когда согласились на такую ответственную должность...
– Я был уверен, что с коллегами у нас всё получится. Верил в себя, верил в них. В то время в школе работало всего пять преподавателей по классу фортепиа-но и баяна, учились 55 школьников. Школа размещалась в здании бывшей редакции районной газеты «Боринская искра» (а когда-то это был дом помещика). Естественно, со временем постройка устарела, срочно потребовался ремонт. Первым делом убрали из классов четыре печи, провели водяное отопление и много чего еще отремонтировали.
– В 70-х годах открываются филиалы школы. Где именно?
– Первый филиал появился в селе Ленино, в здании средней школы. 25 мальчиков и девочек учились играть на баяне. Одного филиала для большого района было явно недостаточно. И на педсовете я внес предложение открыть музыкальные классы в крупных хозяйствах. Так, сеть филиалов увеличилась до 10 населенных пунктов.
Постепенно, из года в год музыкальная школа расширялась. Росло количество учащихся. К двум отделениям прибавились классы аккордеона, домры, балалайки, гитары, скрипки, гармони, духовых и других инструментов.
– А потом назрела необходимость в большой школе, и не просто музыкальной, а школы искусств.
– Да, под новую школу было отдано 2-этажное здание районной библиотеки. Его капитально отремонтировали и оборудовали всем необходимым. Большую помощь тогда оказал глава администрации района Киселев Александр Максимович. 2 сентября 1994 года школа искусств была торжественно открыта.
В 2009-2010 учебном году состоялся первый областной конкурс «Начинаем путь в искусство». И БДШИ стала лауреатом в номинации «Лучшая муниципальная школа». Это большая победа нашего коллектива.
С 2011 года я работаю преподавателем, обучаю игре на баяне и аккордеоне. Восемь лет назад создал детский ансамбль гармонистов, играющих на елецкой рояльной гармонике. Кстати, наш ансамбль первый такого рода не только в регионе, но и, насколько знаю, в России тоже. Я и мои ученики неоднократно становились победителями и лауреатами престижных конкурсов.
В августе этого года меня приглашают в Крым на съемки телепередачи «Играй, гармонь любимая!», в которой я неоднократно принимал участие. Надеюсь, и в этот раз удастся побывать на всероссийском масштабном празднике.
Секрет успеха
– Ваши заслуги оценены по достоинству. Вы один из первых в районе получили звание Заслуженного работника культуры Российской Федерации. Прославили и свою малую родину высокой наградой.
– Этого звания я удостоен 18 апреля 1999 года. Чуть позже такое же почетное звание получили Мария Ивановна Голошубова, Антонина Михайловна Артамонова и Надежда Григорьевна Юркова. Кстати сказать, хутор Поздняков, где было всего несколько десятков дворов, на всю округу славился гармонистами, певуньями, частушечниками и плясунами. Отсюда, например, корни Миловановых, известной творческой династии не только на Липецкой земле. Леонид Петрович, художественный руководитель государственного театра танца «Казаки России», удостоен звания Народного артиста Российской Федерации, а его брат Анатолий Петрович – Заслуженный работник культуры РФ.
– Анатолий Иванович, в чем секрет успешной работы?
– Надо любить дело, которому посвятил жизнь, верить в победу, в свою команду, в коллег, учитывать мнение каждого, тогда всё получится. Мне всегда везло на людей, с которыми легко работать, общаться и дружить. Среди них Чунихин Николай Дмитриевич, первый директор Боринской музыкальной школы, преподаватель Озерин Виктор Яковлевич; их уже нет рядом с нами, но память о них жива.
Хочу выразить слова признательности бывшим и сегодняшним коллегам во главе со Светланой Владимировной Третьяковой, а также начальнику районного профильного отдела Оксане Владимировне Никифировой. Это настоящие профессионалы и замечательные люди. Огромная признательность главе Липецкого района Давиду Валериевичу Тодуа за помощь в капитальном ремонте школы искусств, которая стала поистине храмом искусства. А еще я чрезвычайно рад, что в нашем селе появился новый культурный центр – исполнилась моя мечта. Особая благодарность за это нашему губернатору Игорю Георгиевичу Артамонову.
– Что для вас семья?
– Семья и работа – это самое главное в жизни. Семья – это компас, который ведет нас верным курсом. Это вдохновитель для достижения определенных высот. Это утешитель в сложных жизненных ситуациях.
С супругой Надеждой Ивановной вместе уже 57 лет. Она учитель, много лет работала в школе. Наша дочь Эльвира в свое время окончила музыкальную школу по классу фортепиано, но выбрала профессию, не связанную с музыкой, преподает школьникам технологию. У нас двое внуков, Анатолий и Николай, и правнучка Полина – наша радость, гордость, наше продолжение.
– В чем находите покой?
– Труд – и радость, и покой. Люблю работать на пасеке. Пчелы – удивительные создания, у которых можно поучиться трудолюбию и коллективизму. Рыбалка, поход в лес за грибами – тоже действенное лекарство от плохого настроения. Ну и, конечно, лечит душу игра на баяне и гармони. Музыка дает силы работать и радоваться каждому дню. Я благодарю Бога, что вложил в меня дар играть. Это счастье!
– Живете ярко, невзирая на возраст, – это однозначно про вас...
– В любом возрасте можно найти время на интересное занятие – было бы желание. И всегда надо помнить о том, что каждый день неповторим, каждый новый день – это маленький праздник, которого завтра может не быть. Желаю всем больше оптимизма, крепкого здоровья, любимую работу и не переживать о том, что годы мчатся!
Татьяна ДОЛГИХ.