На днях Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. Лидера группы "Кино" вспоминали. Вроде даже концерты проходили. В общем, этот юбилей даже я заметил при всём своём скептическом отношении к русскому року. По молодости песни Виктора Робертовича были мною прослушаны столько раз, что намертво засели в подкорке мозга. Алкогольно-депрессивная созерцательность хорошо сочеталась с повсеместной нищетой 90х. Подростков, ночующих на Богословском кладбище я чурался. Это было слишком маргинально. По мере взросления весь русский рок стал терять свою значимость. Творчество группы "Кино" стояло особняком, поскольку Азейншпису удалось при жизни сделать из Цоя самый настоящий культ. Ранний уход из жизни зацементировал героический образ "предвестника перемен". Благодаря этому, бренд Цоя до сих пор сохранил актуальность. Учитывая, насколько раскололось общество после 24.02.2022, невольно задумываешься, какую сторону выбрал бы музыкант, доживи он до своего 60-летия.
Либеральная тусовка давно пытается сделать Цоя своим. Тут можно вспомнить и песню Гребенщикова* про поэта-композитора, и белорусское змагарьё, взявшее в оборот песню про перемены. Не менее либерален режиссёр Серебряников, снявший кино-сказку под названием "Лето". Не забудем и про киноленту Алексея Учителя. Он тоже не удержался приобщиться к беспроигрышной теме, правда, явно перестарался в своих творческих изгалениях. Если всё это сводить под общий знаменатель, то Виктор Цой, клеймящий восточного агрессора наравне с Макаревичем* и Гребенщиковым, выглядит вполне реалистичным.
Возможно, кто-то возмутится, что я гипотетически записал Цоя в либеральный лагерь. Понятно, что история не терпит сослагательного наклонения, но не ради повторения банальности я затеял свои умозаключения. Моей целью было вновь побудить читателя отделить культовый образ артиста от реальной личности. Имя Цоя настолько раскручено, что его сложно воспринимать обычным человеком. А ведь это был совсем молодой человек 28 лет. Нисколько не хочу умалить его талант, но давайте говорить честно. Умение писать хорошие песни не гарантирует наличие правильных взглядов по жизни. Более того, это умение даже не гарантирует наличия правильных черт характера. Поклонникам свойственно думать, что раз музыкант сочиняет хиты широкого потребления, то он в жизни непременно должен оказаться порядочным, ответственным и приятным в общении человеком. Мне вспоминается отрывок из книги Евгения Гришковца, в котором он описывает своё юношеское разочарование в Цое. Насколько я помню, писатель рассказывал, как лидер "Кино" приехал с концертом в сибирский город. Разумеется, набился полный зал народу. Люди разве что на люстрах не висели. Цой выступал без группы. Он отработал очень формально, можно даже сказать халтурно. Для молодого Гришковца это оказалось настоящим потрясением. Сложно было представить, чтобы культовый музыкант позволил себе откровенное пренебрежение зрителем. На самом деле Цой тогда предстал обычным человеком, совсем не идеальным, которому тоже свойственны недостатки.
По большому счёту поклонники Цоя знают его как лирического героя собственных песен. Этот герой прекрасен. Судьбе было суждено сделать так, чтобы Цой ушёл и не позволил в себе разочароваться.
___________________________________________
* А. Макаревич и Б. Гребенщиков признаны иноагентами в Российской Федерации
______________________________
Подписывайтесь на мой телеграм-канал. В нём больше развлекательных постов, юмора и новостей из жизни артистов https://t.me/bikinigun
Подписывайтесь на наш ютуб-канал. Музыкальные видео Bikini Gun, интервью, концерты: https://www.youtube.com/c/BIKINIGUN/featured