БЮДЖЕТНАЯ ВИКТОРИНА ДЛЯ САМЫХ СДЕРЖАННЫХ
Великий А.И. Райкин в одной из интермедий красочно изобразил удачливого «товароведа» и успешного «заведующего складом». Пребывающие в неге, довольные и жизнью, и собой и, главное, не желающие выходить из зоны комфорта и что-либо менять. Ни в себе, ни в окружающей среде.
Позавчера в студии В. Соловьева схлестнулись два постоянных эксперта, завсегдатая программы. Как в детской игре через ладошку «петух – курица». Как герои Н.В. Гоголя в повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Один, маститый экономист, не признающий авторитетов, имеющий свое мнение на принимаемые правительством и Центральным банком АНТИКРИЗИСНЫЕ решения, достаточно не терпим к популистским высказываниям оппонента. Им в полемике выступил политолог «обо всём», привлекаемый редакторами вне зависимости от профиля и тематики рассматриваемых вопросов. Как могущий говорить. Результат пикировки был предрешен, настолько неравенство сил очевидно.
Но для проекта «План Б» и для АНТИКРИЗИСНОГО преодоления как раз превосходство одного оратора над другим не играет никакого значения. Было получено истинное удовлетворение, так как несколько раз был продемонстрирован АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖЕРСКИЙ УРОК. А именно. В ответ на аргументированные экономические выкладки от политолога «обо всем» звучали нервические отговорки типа «Мы всё это знаем» либо «Нам всё это известно». Даже приближенно не похоже на четкие расчеты.
А дальше то ЧТО? с этим знанием, если оно даже и наличествует, делать?
Проект «План Б» выяснил, что на повестке дня АНТИКРИЗИСНАЯ смена парадигмы.
Вместо финансовых спекуляций актуален рост производительности труда и капитала. Представители всех ветвей власти мягко, но разнопланово на встречных курсах высказались про бюджет, про его разные составляющие. Прямые и косвенные. Снижение издержек как основа роста.
Крупные экспортно-ориентированные компании даже сейчас умудрялись высказываться в стиле «футбольной Бразилии» типа «вы забьете сколько сможете, а мы сколько захотим».
Если нефть, металлы, другой экспорт приносят сверх бюджетные доходы, чего внимание обращать на затраты. Издержки то терпимы.
Нет, нет, еще раз нет. На любом уровне, от странового до предприятия, снижение затрат действенный рычаг и возможность увеличения ВВП государства или прибыли структуры. Особенно АНТИКРИЗИСНО. На стадиях спада и стагнации.
Вопрос главный. КТО? в состоянии, КТО? сможет осуществить ЧТО? переход к «сокращению жирка», КОГДА? в обозримый бюджетный период, ГДЕ? в зависимости от уровня новизны, от страны в целом до отдельного предприятия, КАКИМ ОБРАЗОМ? личным АНТИКРИЗИСНЫМ участием.
Принятие предпринимательского решения занимает столько времени, сколько длится фраза. Десять слов, значит двадцать секунд. Пятнадцать, значит тридцать…
А вот его реализация – сложнейший менеджерский процесс. Со всеми АНТИКРИЗИСНЫМИ управленческими составными, экономическими, организационными, психологическими.
Ровно двадцать лет назад я был приглашен на позицию СЕО (chief executive officer) крупного межотраслевого промышленного холдинга. До этого я никогда не видел производство проката и труб, стали и ферросплавов. Не стоял рядом с домной. Зато я хорошо, даже очень хорошо ориентировался во всем, что связано с бюджетом и его исполнением. Вместе с коллегами, последовательно отвечая на все бюджетные вопросы и заполняя графы, нам удалось сократить планируемые издержки на тридцать (!!!) процентов, а планируемый финансовый результат увеличить почти в два раза. АНТИКРИЗИСНО.
Ничто и никто не способен поколебать веру проекта «План Б» в том, что АНТИКРИЗИСНЫЕ перемены будут успешны пропорционально справедливым ответам на менеджерско-предпринимательские вопросы ЧТО? КТО? ГДЕ? КАК? КОГДА? КАКИМ ОБРАЗОМ?
А это есть ни что иное как ответы на составление бюджета.