Выделять «продуктовую» тему в СССР мы не планировали, но жаркая дискуссия читателей по поводу дефицита мотивировала нас поговорить о тогдашнем выборе, качестве, ценах на продукты питания, и посвятить ей отдельную статью.
Нам трудно понять и принять безосновательное отрицание того, что разнообразие и доступность качественных продуктов в Советском Союзе были не просто выше, а намного выше нынешних.
Над обвинениями СССР в том, что народ голодал, а прилавки пустовали, можно бы посмеяться, если не было очевидно, что за такими заявлениями стоит отчаянная, до ожесточённости, чья-то искренняя убеждённость в правоте.
Подобные утверждения простительны молодым людям, попавшим на удочку либеральной пропаганды, которая специально вычленила из огромного советского периода самые тяжёлые годы.
Затем она стала иллюстрировать этими сложностями и мазать «чёрной краской» всю семидесятилетнюю историю СССР, создавая для молодого поколения неприглядное изображение социализма.
Посмотрите, с каким неподдельным интересом девочка рассматривает «страшные картинки» якобы советской действительности в «Ельцин-центре». Она это точно запомнит.
Можно понять и тех, кому действительно не повезло, и чьё детство и юность прошли на сломе эпох, в 90-е, в мире реального дефицита, нехватки денег, отсутствия работы и прочих прелестей нарождающегося капитализма.
В связи с этим, мы вынуждены повторять снова и снова, что у СССР были не только сложные периоды, сравнительно короткие, но и гораздо более продолжительные времена реального процветания и даже изобилия.
Времена, когда работающий человек чувствовал себя человеком.
Да, в нашей истории было не всё легко, но, во-первых, вопросы наполнения желудка не входило в число приоритетов советского человека, а, во-вторых, ни о каком продуктовом дефиците в стране после послевоенного восстановления страны и примерно до «Олимпиады -80» и речи быть не может.
Мы специально отметили этот момент в первой части статьи «В СССР жизнь была лучше, а сейчас хуже», чтобы снизить накал противостояния сторонников и противников очевидного факта.
«Дефицит был искусственно создан прозападной «элитой» в последние примерно восемь лет Советской власти в рамках подготовки к развалу СССР».
Но судя по всему, некоторые читатели не обратили внимания на эту ограничительную временную планку.
Если вы помните 50-70-е годы, то наверняка подтвердите, что продуктовые магазины тогда полностью удовлетворяли спрос советского покупателя.
Нельзя, разумеется, отрицать того, что в сельской местности снабжение было похуже, видимо учитывалось то, что там не было вопросов, ни с мясом, ни с молоком, ни с садово-огородной продукцией.
Даже в посёлках городского типа в частном секторе многие тогда держали коров, и вечером к этим дворам с эмалированными бидончиками или трёхлитровыми банками выстраивались соседи – любители парного молока по 25-30 копеек за литр.
Что касается населённых пунктов от 10-20 тысяч человек, где, кстати, были свои хлебозаводы и горячий хлеб трижды в день подвозился в магазины, а тем более городов, то проблем с продуктами не было вообще.
Молоко в литровых и пол-литровых стеклянных бутылках, и конечно же, в легендарных «треугольниках», ряженка, простокваша, варенец, всегда были не только натуральными, но и свежими, то есть, сегодняшними.
Сладкая кисломолочная продукция «Снежок» и «Коломенский», мороженое «эскимо», пломбир, сливочное и молочное, а так же лимонады были с настоящим сахаром и натуральными сиропами
Настоящими были шоколадное масло, которым любили лакомиться дети, намазывая на ломоть батона с изюмом за 22 копейки, и крестьянское сливочное масло по три сорок.
Это уже потом, когда Союз ещё жил, но ужё пошёл по пути развала, оно стало пениться на сковороде, а затем появились и суррогаты – бутербродное и фруктовое.
Кстати, хлеб и батоны тоже были настоящими, большими, не клёклыми в полиэтиленовых упаковках, а ароматные и с вкуснейшей хрустящей корочкой, которую посланные родителями в магазин дети неизменно общипывали по дороге домой.
Яйца на выбор – от девяноста копеек за десяток мелких, до рубля двадцати за отборные. Причём на каждом яйце тогда печаталось не название фабрики, а дата его фасовки, так что со свежестью проблем не было.
Ещё один вымысел заключается в том, что в магазине были только «синие» куры. Речь идёт о суповых курах, но были в продаже и бройлеры, правда по три двадцать за кило, практически по цене килограмма говядины.
Сыры были натуральными, без «пальмы». «Российский» по два восемьдесят буквально струился масляными боками, а «Чеддер» по два десять был твёрдым и острым, которому в подмётки не годится нынешний, так называемый «Пармезан».
Советские сыры в больших количествах экспортировались за границу, например, в ФРГ.
Коричневатый тростниковый сахар с братской Кубы по семьдесят восемь и ярко белый свекольный восемьдесят четыре копейки за кило, вермишель по тридцать шесть и сорок две копейки, в зависимости от сорта.
А какими роскошными были вкуснейшие советские макароны! А «народные» тортики по два десять с безе и по два тридцать с маслом! А какая тушёнка! А сгущёнка!
Новые поколения, к сожалению, даже представить себе не могут тот вкус и то качество.
Ничего в те времена, кроме сахара и соли, может быть, не имело неограниченного срока годности как сегодня, потому что всё производилось без консервантов и прочей химии, провоцирующих у сегодняшних детей и взрослых букеты аллергий и бог ещё знает чего.
Те, кто это помнит, с удовольствием поменяли бы целый магазин сегодняшней «пластмассовой» колбасы, на килограмм тогдашней «Любительской» по два восемьдесят, которая не разваливалась, и не прилипала к горячей сковородке, как нынешняя, а её ароматный жирок шкварчал так аппетитно, что забыть этого невозможно, сколько бы лет не прошло.
Можно бесконечно вспоминать о том, что так было, потому что именно так всё и было, а одно воспоминание тянет за собой другое.
В качестве подтверждения вышесказанному можно привести в пример популярную уловку нынешних маркетологов, рекламирующих свои химико-растительно-органические «субстанции» как «тот самый вкус». Уж они-то точно понимают, о чём говорят.
Это после были, и искусственный дефицит, и предатель Горбачев, и унизительные талоны, и ложная надежда, что «свободный рынок» решит наши проблемы.
Это всё было в самом конце социализма. Поэтому, давайте, не будем всю великую эпоху красить одним серо-чёрным цветом. Она была разной, и ярких цветов в ней было гораздо больше.
Уважаемые подписчики, если вам интересны материалы, делайте репосты в соцсетях, приглашайте знакомых подписаться на канал, это важно для поддержки работы нашего проекта, и конечно, заходите на сайт ROSGOD.RU