Если говорить о советских мотоциклах, то конечно очень значительную их часть составляли тяжелые мотоциклы с коляской. И это не удивительно, поскольку основным заказчиком подобной техники выступали армия и милиция.
Именно для нужд милиции, конструкторам завода ИМЗ было дано задание в максимально быстрые сроки разработать мотоцикл для патрулирования. Поскольку времени было не много, велосипед изобретать не стали. Базой послужил серийный М-63. Милицейский мотоцикл назвали Урал М-100, его отличало наличие заднего маятника с гидроамортизаторами. Сайлент-блоки, на которых до этого крепился маятник, заменили коническими подшипниками. Благодаря этому мотоцикл получил мягкий ход.
Главной особенностью новой модели стал мотор объемом в 1040 кубиков. Он вырабатывал мощность в 40 лошадиных сил. С самого начала цилиндры и головки посадили на шпилечное крепление. Но несмотря на это, технические параметры мотоцикла не дотягивали до изначально утвержденных. Например не получилось достичь требуемых скоростей, которые по условию должны были быть 108 км/ч с коляской и 132 км/ч без.
Кроме этого вылезла проблема с увеличенным ветровым щитком на руле мотоцикла. Если встречные скорости с другим транспортным средством на дороге превышали сто км/ч это могло представлять опасность для водителя мотоцикла. Поколдовав с цифрами инженеры рассчитали, что надо или объем двигателя увеличивать или аэродинамику мотоцикла улучшать, что бы достичь требуемых скоростей.
Пришлось поработать с распредвалом и разогнать движок до 5200 оборотов. Клиновидные камеры сгорания заменили на полусферические. Конфигурацию поршней поменяли, заодно облегчив поршневые пальцы. Надо сказать, что для своего времени на выходе получился очень хороший двигатель. Про аэродинамику тоже не забыли установив на переднее колесо недопрессоренный глубокий щиток. Внешне получилось вполне гармонично в сочетании с полуобтекателем, и неплохо защищало от воды и грязи.
Я думаю Урал М-100 можно на полном основании считать одним из лучших советских мотоциклов для патрулирования. Если вам есть что добавить по теме, пишите в комментариях.