Продолжаем тему горевания и травмы. Помните, я писал про ад внутри? Точнее про проживание травмы, как "упасть в внутренний ад", состоящий из боли, отчаяния, ужаса и гнева? Это состояние орущего внутри ребенка. Кортизол и другие гормоны стресса блокируют в такие моменты гипокамп (он позволяет нам отличать воспоминания об угрозе от реальной угрозы), что в свою очередь "отрезает" влияние коры и сознательного контроля, система угрозы активируется, восприятие сужается и вот ты не просто вспоминаешь травматичный момент, ты его проживаешь так, будто ты до сих там и это прямо сейчас снова происходит с тобой. Это больно, это страшно... и от этого очень хочется отвлечься.
И тут, кто во что умеет. И к сожалению, так вышло, что самые эффективные на короткой дистанции способы - самые вредные на длинной. Я вот в такие моменты из вредного вот что могу делать: переедаю, много курю, занимаюсь сексом или смотрю видосики про космос - я отрезаю себя от этих переживаний. Я перестаю быть в контакте с собой, я перестаю быть собой и я не хочу быть собой, потому что быть мной страшно и больно. И я не уникален в этом. Я говорю о себе не от дюжей смелости, а потому что мой опыт - это то, за что я по-настоящему могу отвечать, но это совсем не уникальный опыт. Огромное количество людей меня понимают, потому что проживают тоже самое. Им хочется забыться, потому что быть живыми, чувствующими, быть собой для них - означает чувствовать очень болезненные и страшные вещи.
Сейчас благодаря моему психотерапевту, моим прекрасным друзьям и мне самому я научился и до сих пор учусь делать по-другому. Я возвращаюсь в себя, я отрастил сострадательный ум в себе, и на себя и многое вне себя я смотрю по-другому. Когда я вижу человека зависимого, компульсивного, рискованного в своём поведении, мой ум не спрашивает, как же так он - мой ум испытывает сострадание. Мой ум думает: "как же тебе, наверное, больно, что ты вынужден так поступать". Невсегда это соответствует реальности, но в этом всегда больше доброты, отзывчивости и человечности, чем в поспешных выводах и безудержном морализаторстве. Многим людям действительно не хочется быть собой, забыться, отвлечься, поскольку быть ими после всего, что они пережили - больно и страшно. Но как пораниться мы можем друг от друга, так и исцелиться мы друг об друга способны тоже - и это удивительное волшебство и тема моего посыла. И я хотел на ночь глядя этой статьей поделиться с вами более сострадательным взглядом на мир, на себя и на других людей. Это то, на что мы действительно способны и что мы можем сделать уже прямо сейчас друг для друга)