Найти в Дзене
Открытая семинария

Куда исчезла древняя храмовая роспись?

Типичный образец орнамента древне-русского христианского храма
Типичный образец орнамента древне-русского христианского храма

Поговорим немножко об иконах. Вначале коснемся немного истории - как нашей, русской, славянской, так и Западной и Византийской, которая со временем пришла на Русь. Надо начать с того, что в древне-русской христианской традиции икон не было, о чем свидетельствуют нижние слои штукатурки абсолютно всех храмов, построенных до прихода на Русь ватиканских священников и чиновников вместе с Софьей Палеолог.

До прибытия на Москву ватиканской инквизиции и жестокой расправы над русской христианской традицией и ее носителями, русские храмы расписывались узорами, напоминающими в чем-то традиционную исламскую роспись, избегающую конкретных изображений. В русской церковной традиции не было такого строгово запрета на изображение схожих с природой объектов (цветов, орнамента), как в мусульманстве, но все же роспись была скорее абстрактной, чем отображающей действительность.

-2

Позднее эти древние слои были закрашены и поверх них нанесены новые, сделанные уже на Византийский манер рисунки, уже более знакомые нам. Но совершенно истребить древнюю традицию не удавалось, и в некоторых храмах, особенно в Северной Руси, вплоть до 19-го века художники продолжали работать в древне-русской традиции избегая прямых образов и изображений.

-3

К примеру, недавно альбом с копиями орнаментов древнерусских храмов, сделанных художником-реставратором Сергеем Чураковым, был представлен на выставке в Музее Рублева (некоторыми копиями из него делюсь здесь). Он работал над альбомом с конца тридцатых – до середины шестидесятых годов прошлого века. Делал цветные зарисовки орнаментов тех храмов, где проводил реставрационные работы.

И хотя в основном реставрировались уже более поздние слои, имеющие Византийские мотивы (заказ был именно на такие работы), или даже создавались (и создаются сегодня!) новые, про-византийские слои поверх древне-русских, художник (не имея возможности спасти эту храмовую роспись) регулярно делал зарисовки в свой альбом всех тех древних орнаментов, поверх которых были нанесены (и отреставрированы) позднейшие рисунки.

Обычно реставраторы либо сбивали древние росписи, чтобы восстановить более поздние, про-греческие, либо просто закрашивали их. Так же поступал и Сергей Чураков, но прежде чем навсегда разрушить или скрыть от глаз древние русские христианские орнаменты он в свободное время делал зарисовки некоторых из них.

В основе всех орнаментов древних русских церквей лежат старинные национальные орнаменты и узоры. И хотя в церквах они были замещены новыми, Византийскими картинками, они вполнеьсохранились в народнй традиции.
В основе всех орнаментов древних русских церквей лежат старинные национальные орнаменты и узоры. И хотя в церквах они были замещены новыми, Византийскими картинками, они вполнеьсохранились в народнй традиции.

Таким образом в его альбоме собралось около восьмидесяти копий фресок русских храмов XII-XVIII веков. В том числе Софийского собора в Новгороде, Успенского во Владимире, Спасского в Андрониковом монастыре. Альбом был высоко оценен знаменитыми художниками и искусствоведами: Павлом Кориным, Игорем Грабарём, Михаилом Алпатовым.

«Работа над этим альбомом подарила новые открытия, когда были обнаружены новые орнаменты, и на них как метод научного копирования отражено состояние монументальной живописи на момент копирования. В наше время эти стенописи выглядят немножко по-другому», – пояснила куратор выставки Татьяна Жукова.

Ну, "немножко" - это, конечно, очень великое преуменьшение реальности, потому что трансформация в Византизм, с его традиционной, ставшей привычной для нас иконописью - это полный и радикальный передел. Говоря о древних русских храмовых орнаментах сын С. Чуракова Дмитрий Чураков заметил:

«Эти работы, они раскрывают богатство творческих возможностей тех древних художников и дают материал нынешним нашим живописцам, стенописцам, иконописцам, а так же искусствоведам».
-5

Хочу отметить, что эта публикация (точнее - серия публикаций) не столько касается собственно изображений и икон, сколько их места и роли в христианской традиции, особенно в русской. Как мы уже знаем, в ранней русской (и славянской) христианской традиции изображения носили орнаментальный характер. Нет, они не были "просто украшениями" стен - они являлись языком, который мы постепенно забыли. Все русский, славянские, по сути - скифские знаки и символы (которые и легли в основу орнамента храмов)

Алатырь - славянский знак, широко используемый в древней русской храмовой росписи.
Алатырь - славянский знак, широко используемый в древней русской храмовой росписи.

И хотя сегодня, вследствие варварского и систематического истребления древней росписи, нам трудно восстановить полную картину древнего храмового орнамента, все-таки ясно, что художники шли дальше, чем желание украсить стены храма - они передавали определенную весть - о Боге-Творце, о Его творении, о Сыне Его Иисусе Христе, Спасителе и Господе нашем, о Духе Святом, о человеке, об устройстве этого мира, и даже о грядущих событиях.

Из того, увы, немногого, что уцелело от этих орнаментов и с чем мне посчастливилось в свое время познакомиться, у меня сложилось впечатление своего рода "Звездного Евангелия" - когда великий Божий план спасения представлен в символах, имеющих определенное универсальное значение и условное сходство с теми или иными объектами. Делалось это в силу двух основных причин:

А это, конечно, пример исламской росписи. Кстати, многие церкви Византии (ставшие теперь мечетями) расписаны сегодня таким образом.
А это, конечно, пример исламской росписи. Кстати, многие церкви Византии (ставшие теперь мечетями) расписаны сегодня таким образом.

1) избежать поклонения изображениям, охраняя святость Второй заповеди Закона Божия:

"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои." Исход 20 глава

2) язык славянских орнаментов и символов был хорошо известен людям и легко "прочитывалась" переданныя им весть - в частности, Евангельская весть.

Еще примеры исламского религиозного орнамента. Обнаруживается удивительная схожесть с древне-русской храмовой традицией.
Еще примеры исламского религиозного орнамента. Обнаруживается удивительная схожесть с древне-русской храмовой традицией.

С прибытием Софьи Палеолог и ее ватиканского окружения, художников и инквизиторов, начались коренные перемены. Были убиты и наследник престола Иоанна Младого, и первый венчанный русский государь Дмитрий Иоаннович, да и фактически все русское духовенство и бояр тогдашние были истреблены истребили - произошел так называемый "разгром русской партии". Кстати, самой главной декларированной целью Софьи Палеолог (с этой целью она и была откровенно прислана на Русь) было разрушить те добрые, даже братские отношения, которые сложились тогда между христианами и мусульманами на Руси. Когда мы смотрим на целые районы Великой Тартарии (о которой, с хорошего пинка от администрации Президента России, наконец залебедили "официальные" платные историки), то нам очень трудно определить - идет ли речь о христианах или мусульманах? И это неспроста - линия, отделяющая эти традиции, была очень тонка.

-9

Основываясь на богатом и трагическом для Византии опыте развала империи через, в общем-то, искусственно вызванный конфликт с мусульманским миром, в задачу Софьи входило поднять русским мир против Ислама. К тому времени Западные крестовые походы на мусульман уже выдохлись, обходились дорого, а результатов не приносили. И у Ватикана возник план: с мусульманами должны сражаться русские, до последнего русского, если понадобится. Проблема была только в том, что между христианами и мусульманами на Руси не было не только конфликта, но и четкой грани. Софья начала эти границы четко очерчивать.

Видимым, даже лозунговым признаком прихода новой традиции было замещение прежней орнаментальной росписи иконописными рисунками. Об этом написано немало интересных книг, можете исследовать эту тему самостоятельно. Со временем символизм русского орнамента и значение символов стали вытесняться из русского сознания и замещаться более "реалистичной" картинкой - сюжетными и портретными иконами. Это можно сравнить с тем, как сегодня люди перестают читать (в принципе) книги, посколбку есть тик-ток и видео-картинка, которая позволяет проще и с ходу ухватывать какие-то яркие моменты. Но при этом, конечно, что-то и теряется.

Когда-нибудь надеюсь поговорить подробнее о древнем христианстве Тартарии - и о фактическом единстве Христианства и Ислама на территории Великой Тартарии. Поговорим и о том, как это единство было нарушено, и как произошла трагедия.
Когда-нибудь надеюсь поговорить подробнее о древнем христианстве Тартарии - и о фактическом единстве Христианства и Ислама на территории Великой Тартарии. Поговорим и о том, как это единство было нарушено, и как произошла трагедия.

Я не буду в этой серии статей ( а я так понял, что одной публикацией тут не обойтись) выступать за или против чего-то - будь то иконы или телевизор, или что-то еще. У меня у самого комната много лет завешана пророческими иконами, и мои протестантские и мусульманские друзья не всегда меня понимают.

Кстати, обратите внимание, что и на пророческой иконе "Яко орла крылья", которую мы с любовью изучаем, вы найдете старинный символ Святой Руси - Алатырь. Найдете, если поищите:) Притом - не один, а много...
Кстати, обратите внимание, что и на пророческой иконе "Яко орла крылья", которую мы с любовью изучаем, вы найдете старинный символ Святой Руси - Алатырь. Найдете, если поищите:) Притом - не один, а много...

Но мое отношение к иконам (я его тут выражу, и возвращаться к этому не буду) очень простое: я с глубочайшим уважением отношусь к изображениям библейских и евангельских сюжетов, и ко всем святым Божиим, но даже самые приближенные к Богу святые Ангелы, явившись людям во всем блеске и святости, останавливали людей от поклонения им. К примеру, когда Иоанн Богослов, записавший книгу Откровения, хотел поклониться Ангелу, давшему ему Слово, вот что произошло, пишет Иоанн:

"Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я — сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись." Откровение 22:8-9.
-12

Это уже Новый Завет. Таких вот примеров в Библии немало, и я им следую. У меня было бы, наверное, меньше искушений преклоняться перед орнаментом с Евангельской вестью, чем перед иконостасом. Хотя люди и звездам поклоняются - против чего предупреждал Господь. Но я люблю Православный храм, пусть он и не такой древний, как наша традиция Святой Руси, и я с уважением отношусь к иконному ряду, который, хотя и пришел из враждебной нам страны, опять-таки в подобие Звездному Евангелию являет великий План Божий - от Творения, до Искупления и Второго Пришествия. Как верно сказал кто-то из старцев или учителей: иконы - это книга, для неумеющих читать... (кстати, хочу предложить свою интересную статью Что говорит звездное Евангелие о царстве Руси?)

-13

Что касается Второй заповеди, которую я цитировал выше, то надо отметить, что речь в ней идет (особенно если делать разбор языка оригинала) не о запрете делать любые изображения, а о запрете делать изображения с целью поклонения им. К примеру, в ветхозаветнее святилище Бог велел водрузить золотые образы осеняющих херувимов - но поклонение им строго воспрещалось.

Ветхозаветний первосвященник молится во Святом Святым, где находились изображения осеняющих херувимов.
Ветхозаветний первосвященник молится во Святом Святым, где находились изображения осеняющих херувимов.

В целом, как говорил апостол Павел, "каждый поступай по удостоверению своего ума". К вопросу поклонения я больше возвращаться не буду, а в последующих публикациях этого цикла раскрою немного историю иконы и росписи, и о том, как с приходом реалистичной иконописной росписи в Византийской империи оформились совершенно новые, страшные по своим последствиям для Византии и христианства в целом отношения с ревнителями Ислама. Все это имело и имеет непосредственное отношение и к нашей истории, нашему настоящему и даже будущему, поэтому надеюсь продолжить наш экскурс в мир христианского искусства и не только.