Найти тему

Что такое французская «новая волна» в кинематографе? Смыслы, новации, имена и картины

Первые десятилетие после окончания второй мировой войны для европейского кинематографа было сопряжено с отсутствием бюджетов на кинопроизводство. У кинопрокатчиков было несколько вариантов. Первый - повторно выпускать в прокат довоенные ленты: желание людей забыть произошедшее было достаточно сильно, а значит и попытки «побега в прошлое» могли возыметь некоторый успех. В то же время киноленты прошлого уже не могли удовлетворить потребность видеть настоящее и, возможно, даже новое послевоенное будущее. Люди духовно изменились, а вместе с ними поменялось и искусство. Второй вариант при отсутствии средств на национальный кинематограф – закупка лент из-за рубежа, прежде всего из Соединенных Штатов. Именно это и стало повальной тенденцией послевоенного времени, которая привела к засилью американских фильмов в кинопрокате.

Кадр из фильма «Жюль и Джим»
Кадр из фильма «Жюль и Джим»

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Как это всегда бывает в искусстве, да и в истории – за любым явлением следует реакция, выражающаяся в отрицании идей и установок прошлого. Английское кино «рассерженных молодых людей», экзистенциальная польская школа и французская «новая волна» - явления равноположенные. Все они возникли как реакция на засилье американского кино в послевоенное время. Европейцы хотели видеть себя на экране - национальный кинематограф этому способствовал.

«Новая волна» во Франции поднимала темы, актуальные для людей конца 1950х – начала 1960х, среди которых «человек и общество», интерес к проблемам молодых людей и «сексуальная революция». Новации этого направления не ограничивались смыслами, закладываемыми в кинокартины. История искусства никогда не существовала в отрыве от технологического прогресса: появление кинокамеры в конце XIX века ознаменовало начало эры кино, а в конце 1950-х вошли в широкий оборот легкие камеры, которыми можно было снимать с плеча. Также появилась возможность делать синхронную запись звука, что позволило снимать на улицах и других открытых пространствах. Сложно представить «новую волну» без этих технологических новшеств.

Кадр из фильма «На последнем дыхании» (в главной роли Жан-Поль Бельмондо)
Кадр из фильма «На последнем дыхании» (в главной роли Жан-Поль Бельмондо)

Ниже мы приводим ряд фильмов, которые составляют «золотой фонд» мирового кинематографа. Даже сегодня они смотрятся с удивительным интересом, и, поверьте, ничуть не уступают в своей оригинальности большинству современных фильмов. Итак, делаем первый шаг на встречу французской «новой волне»:

· Жан-Люк Годар «На последнем дыхании» (в главной роли Жан-Поль Бельмондо);

· Франсуа Трюффо «Четыреста ударов», «Жюль и Джим»;

· Алан Рене «В прошлом году в Мариенбаде» (смотреть с осторожностью, лучше не первым в списке) , «Хиросима, любовь моя».

Ощутив радость первого погружения, можно сделать и следующий шаг, прочтя блестящую статью на Arzamas, а также обратившись к фильмам, указанным здесь. Приятного Вам плавания просмотра, дорогие подписчики!

____________________________________________________________________________________

Смотрите также:

____________________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊