О графиках я пишу гораздо реже, чем о живописцах. То ли оттого, что сам занимаюсь станковой живописью, то ли мне, как и многим, просто интереснее цветные образы, чем монохромные. Есть, однако, имена, мимо которых невозможно пройти равнодушно, не поделиться, если есть такая возможность. Даже если речь пойдёт не о станковой, а о прикладной, более того, журнальной графике. Да ещё о самой развлекательной, "потребительской" её разновидности.
Как и многие будущие мастера изобразительных искусств, Серджио Топпи, родившийся в Милане в 1932 году, сначала готовился к совершенно другой специальности — учился на медицинском факультете. Как и у многих других, это впоследствии принесло некоторую пользу — хотя бы в том, что касалось знания анатомии. К работе в области искусства он обратился в пятидесятых, сразу начав с коммерческой графики — иллюстраций для научно-популярных изданий, преимущественно детских, и карикатур для юмористических журналов.
Его первый комикс появился в 1966 году в издании под названием «Детская газета». Комиксами он, собственно говоря, и прославился.
Дорогие друзья, в искусстве сплошь и рядом бывает так, что работающие в самом расхожем, самом «низменном» жанре художники демонстрируют высочайшее мастерство. О комиксах Серджио Топпи можно сказать, что это — самое настоящее искусство. Интересное. Стильное. Информативное. Оригинальное.
В чём специфика этого жанра? В том, что художник не просто рисует — он ПРИДУМЫВАЕТ истории. Бывает, конечно, что текстовую основу художник получает в готовом виде. Но даже в этом случае он — соавтор истории, раскадровщик и режиссёр, именно он придумывает визуальный ряд, на чём, собственно, и основывается комикс как таковой.
Комиксы — это часть эрзац-культуры, их назначение — не особо утруждая мозги читателя, позабавить его, заинтересовать, помочь скрасить досуг.
Комикс — это почти раскадровка художественного или анимационного фильма. В художественной практике современности созданием комиксов и подготовкой к съемкам кино и мультфильмов занимаются одни и те же художники.
Как, в сущности, выглядит страница ХОРОШЕГО, классического, вручную нарисованного комикса? Примерно вот так:
Страница разбита на "блоки", или "кадры", при этом чередуются общие и крупные планы, ещё бывают текстовые вставки, так называемые "пузыри". Хорошая графика, живые линии, сочная штриховка. Пожалуй, всё.
Как выглядят страницы комиксов Серджио Топпи? Вот так:
Это невероятно живописно, дьявольски декоративно и фантастически изобретательно! При этом художник не отказывается от принципа "рассказа в картинках", просто он местами завязывает повествование в какой-то невероятный узел. "История" остаётся, но она отливается в полноценную и уникальную иллюстрацию, в художественно выразительный лист.
Топпи предпочитал работать над историями с уникальным сюжетом, не имеющими бесчисленных продолжений. Мир исторических событий, приключений, подвигов, рассчитанный в первую очередь на детей, но интересный и взрослым. Работы художника публиковались в итальянских, французских, испанских издательствах.
В те годы он не мог быть и не был известен в Советском Союзе. В нашей стране комиксы не получили сколько-нибудь серьёзного распространения, считались (и чаще всего, справедливо) низкосортным развлечением, присущим исключительно буржуазному обществу и образу жизни. Тот мир, в котором имя Серджио Топпи что-то значило, был далёким и совершенно для нас неизвестным.
Прошли долгие годы, прежде чем люди осознали, что графика Топпи — нечто гораздо большее, чем просто очередная порция комиксов, что она имеет самостоятельную ценность. Всё дело в том, что каждый лист Топпи, взятый сам по себе, создаёт определенный образ, даже если мы не видим ни начала, ни конца истории и не понимаем ни единой строки текста.
Вот часть "послужного списка" Топпи. В восьмидесятых годах художник опубликовал серию «Коллекционер», это - единственный его постоянный персонаж, а также юмористические рассказы для известнейших итальянских журналов комиксов, таких как Comic Art и Orient Express. Для французского рынка в начале восьмидесятых он сотрудничал с сериями Ларусса "История Франции" и "История мира". В девяностые годы французское издательство Mosquito опубликовало почти 40 книг с его работами.
Он внёс существенный вклад в создание "Истории народов в комиксах" Энцо Бьяджи, нарисовав американскую главу. В 1989 году он создал 22 произведения под названием "Таро у истоков", которые были изданы Ло Скарабео из Турина. В девяностые годы он сотрудничал с издательством Бонелли, создав несколько альбомов-серий.
В 2003 году Топпи начал работать с Edizioni Crapapelada, создав за пять лет более ста больших цветных иллюстраций. Все они выполнены на основе разных текстов, (иногда написанных самим художником, иногда предложенных редактором) и собраны в различные портфолио: "Легенды без времени" (2003), "Другие легенды" (2004), "Айку" (2005), "Четыре стихии" (2005), «Томагавк» (2007), «Японские сказки» (2007), «Возвращение самурая» (2007).
С 2005 года он работал ещё и с издательством комиксов Marvel.
Объем сделанного им потрясает. Я, сразу предвидя возможные упрёки, хочу принести извинения за то, что не могу добавить описаний к тем работам Мастера, которыми иллюстрирую эту статью. Их великое множество, и все они являются частью каких-то историй. Наверняка в контексте смысл рисунков раскрывается более полно, но я не являюсь поклонником комиксов как таковых, а работы Топпи собираю просто как интереснейшие образцы графики.
Потому что ещё сильнее, чем количество, поражает их качество.
Разнообразие его композиционных приёмов удивительно. Кажется, что он каждый раз создавал что-то оригинальное и никогда не повторялся. На самом деле у него были излюбленные схемы, и даже штампы. Но как мастерски и к месту он их использовал!
Свободно и непринуждённо, ломая все пространственные соотношения и устоявшиеся стереотипы, он совмещает ближние, средние и дальние планы, далёкие ландшафты и показанные крупно детали, лица, фигуры, руки людей, самые разные предметы, животных, архитектуру. Порой он режет фигуры, вставляет чисто абстрактные и шрифтовые элементы, декоративные и текстурные мотивы. Динамика в его работах такова, что увлекает, засасывает, и не оставляет иного выбора, как следовать за фантазией художника!
И это — не пустое фантазирование! У каждой его работы — свой колорит: восточный, африканский, славянский, индейский, пиратский, древний, средневековый, ультрасовременный... Невообразимое количество реалий. Художник изображает представителей самых разных культур, их утварь, оружие, технику, манеру ездить верхом, обычаи, украшения. Невероятное количество поз, жестов, ракурсов, выражений лиц! При этом все его персонажи — характерны, колоритны, нисколько не приглажены. Можно полюбоваться тем, как он изображает не только «роковых красавиц» и затейливые орнаменты, но и узоры морщин на лицах и руках стариков, кору деревьев, шкуры животных, текстуры камней и скал. И забываешь, что это всё - чёрные линии и штрихи туши на белой бумаге. Хотя и акварелью в цвете художник работал мастерски.
При этом он всё пропускает через себя, создавая какой-то невероятный сплав. Нигде рабски не следует натуре, всегда остаётся самим собой, узнаваем, декоративен, порой артистически небрежен. Его «графический почерк» так же разнообразен, как и композиционные приёмы. Мощные линии, россыпи каких-то завитушек, изломов, извивов. И рядом - тончайшая моделировка штрихами лиц, порой только намёк на объем — но всё анатомически на месте, это особенно удивительно, учитывая гротескную заострённость многих образов. Он может вытягивать фигуры, раздувать их до невероятных размеров - и понимаешь, что так и надо, этого требует стилистика нереального.
И главное — абсолютное чувство меры, когда все изыски и мелочи уравновешиваются и организуются точно найденным количеством абсолютно черных пятен и белого фона. Благодаря этому графические листы сохраняют свою выразительность даже при сильном уменьшении или беглом взгляде. Это — вообще уникальная и невероятная для комиксов вещь!
Да и комиксы ли это? Или всё-таки иллюстрации? Или нарисованные истории? А может быть, просто созданное средствами графики волшебство?
Когда художник ушел из жизни в 2012 году, искусство журнальной графики понесло поистине невосполнимую утрату. Для европейского bande dessinee Серджио Топпи был примерно тем, чем является сейчас для мира японского аниме Хаяо Миядзаки - совершенно оригинальной, неповторимой величиной. И, как бывает с произведениями настоящего, большого искусства, отслужив век своей "прикладной" функции, сейчас работы Топпи вызывают всё больший интерес своими чисто художественными достоинствами и всё более высоко ценятся уже не читателями комиксов, а профессионалами мира искусств.
По моему скромному мнению, лишь один европейский автор того же жанра и времени мог соперничать с ним - если не по разнообразию тем, то по качеству исполнения и богатству фантазии. И надеюсь, разговор о нём нам ещё предстоит. Если вы догадались, о ком идёт речь, прошу, не раскрывайте интригу, назовите лишь первую букву имени, под которым он прославился во всём мире 🙂!
Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:
Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:
Буду, как всегда, признателен за комментарии, лайки и подписки.