Найти тему
Александр Цыпкин

О Сети, бессмертии, расщеплении личности и бесконечности количества цифровых жизней. Автары ли мы или право имеем?

О Сети, бессмертии, расщеплении личности и бесконечности количества цифровых жизней. Автары ли мы или право имеем?

Колонка для Сноб.

«К вам санитары, мистер Андерсон

Все, конечно, началось с соцсетей: и наше бессмертие, и наш бесконечный сплит. Я о сплите, описанном в одноименном фильме Шьямалана про расщепление личности.

С той лишь разницей, что в нем героя считали сумасшедшим, а в соцсетях аналогичное поведение называют если не нормой, то просто развлечением. Но обо всем по порядку.

И начну я с еще одной бесконечности, подаренной нам Марком Цукербергом. Бесконечность выбора людей. Наши бабушки и дедушки за свою жизнь близко узнавали несколько десятков человек. Когда я говорю «близко», то имею в виду достаточно глубокое погружение во внутренний мир другого человека. То есть знакомство с его взглядами, вкусами, ценностями и характером. Не говоря уже о подробностях биографии и текущих событиях в жизни. Из этих десятков людей они выбирали себе супругов и друзей. Собственно, поэтому и выбирали себе мужей и жен из одноклассников, однокурсников и коллег по работе, потому что более выбирать было не из кого. Близкое знакомство с каждым новым человеком требовало времени и усилий.А потом пришел Святой Марк, и человек получил возможность узнавать в день столько людей, сколько раньше узнавали за жизнь. Весь свой внутренний мир, да и внешний тоже люди выложили в мировой доступ. Садятся вечером верные друг другу супруги и начинают листать в телефоне десятки чужих душ и, разумеется, тел. Но души важнее. И как-то незаметно они уже более заинтересованы в очередном посте незнакомого им человека из Сети, нежели в разговоре со своим любимым или, может, уже в прошлом любимом человеке. Заметьте, никаких измен и как бы свиданий, кастинг проходит без нарушения этических норм. Читать чужие страницы никакой кодекс не запрещает. Разглядывание округлостей еще может вызвать приступ ревности, а вот чтение текстов о просмотренном фильме или прочитанной книге вряд ли. Хотя риск в увлечении душой, как мне кажется, гораздо выше, чем заинтересованность телом. Но это же у кого как, я о другом.

Очень часто объект заинтересованности знать не знает о том, что его интеллектуально-душевный эксгибиционизм востребован, или не знает насколько. То есть, допустим, написал кто-то три абзаца о любви и пошел спать. А эти три абзаца за несколько часов прочли тысячи людей и прониклись к автору эмоциями. Повторюсь, тысячи людей за несколько часов стали испытывать реальные чувства к аватару, а ведь они никогда не видели автора — только его страницу. И в этот момент страница становится самостоятельной личностью. Более того, мы уже давно с друзьями общаемся в разы реже, чем с их страницами. Друзей видим раз в месяц и раз в неделю звоним, а посты их читаем каждый день, и они наши тоже. В итоге общаются именно аккаунты: они не спят, не отдыхают и не устают. Они всегда готовы раскрыть наши души ищущим и страждущим.

А еще этих аккаунтов несколько, так как вы зарегистрированы в разных социальных сетях. И нередко контент везде разный просто потому, что так принято в сетевом мире. Платформа для фотографий, для коротких видео — и в итоге нас становится вдруг несколько. Мы как биологическое существо и мы как наши многочисленные цифровые копии. Имманации. Воплощения. А если попробовать в одной сети показывать одну грань своей жизни, а в другой — совершенно иную? К примеру, в Telegram ты любишь U2, горы и чай, а во «ВКонтакте» — Depeche Mode, море и кофе. Вместо музыкальных и вкусовых пристрастий можете подставить политические взгляды. И вот у вас уже совершенно разные аудитории в разных соцсетях. И если спросить у представителя каждой, что они про вас думают, то выяснится: они знакомы с абсолютно разными людьми. Точнее, с разными аккаунтами. Имя, пол и возраст одни, но все остальное совершенно разное.А если сделать шаг дальше? Взять и зарегистрироваться под чужим именем и чужой фотографией, попробовать себя в новой роли. Пару месяцев для начала.