Симфония начинается с поразительного контраста: три громкие фразы по типу «барабанной дроби» приводят к мягкой, восходящей фразе у скрипок: Контраст напоминает знакомый сюжет из античной живописи — Марс и Венера, римские бог войны и богиня любви. Вначале в музыке преобладает воинственный характер, полный помпезности и пышности. Этот военный мотив, возможно, является намеком на предстоящую войну Австрии с Османской империей, войну, которая, к сожалению, окажется пагубной для карьеры Моцарта, поскольку экономические потрясения сократят располагаемый доход его покровителей, который они могли бы потратить на музыку. Грандиозный пассаж приводит к долгому удержанию ноты. Как мы услышим, паузы и молчание будут играть в этой части не менее важную роль, чем мелодии и гармонии. После паузы тема «барабанной дроби» возвращается, но на этот раз тихо, с более нежной контрмелодией над ней у деревянных духовых. Эта новая вариация растет и набирает силу, что приводит к очередной паузе. Будучи всегда оп
Музыка богов: путеводитель по «Юпитеру» Моцарта. Часть 2
22 июня 202222 июн 2022
7
2 мин