О книге Елены Бороды «ZOOM. Карантинная история»
Вспомните себя в переходном возрасте! Неприятие мира взрослых. Отстаивание своего «я». Ощущение всеобщего непонимания, тотальной непрухи по всем фронтам. Бывшие друзья превращаются в агрессоров, претендующих на твое место под солнцем, а ты — ты! Нежный, легко уязвимый — вдруг становишься ощетинившимся дикобразом, отражающим нападки всего Земного шара.
И вот, ты стоишь, упрямый, «злой подросток, как сгусток весь, как перекресток» (Михаил Щербаков). И этот перекресток вынужден как-то встраиваться в общее дорожное движение взрослого мира, потому что оставаться перекрестком на большой дороге не просто неудобно, а порой опасно.
Подойти к пониманию старших подростков, таких странных и непредсказуемых, помогают мудрые и добрые писатели. Они не учат жить не нас, не их, просто очень хорошо помнят себя в семнадцать. Ведь «детей нельзя понять ни воображением, ни пониманием, ни даже любовью. Их можно понять только памятью» (Эдит Несбит). Это утверждение как нельзя более точно по отношению к подросткам. Именно талантливые писатели умеют понимать сложнейший возраст, когда ты сам плохо осознаешь природу своих поступков. Перед нами — замечательная книга Елены Бороды, которая точно помнит, каким она была подростком.
Именно литературная память позволяет окунуться в мир взрослеющих старшеклассников и показать этот сложный мир изнутри. И таким образом есть шанс приблизиться к пониманию противоречивого мира твоего еще недавно такого милого и податливого птенца, так упрямо и беспощадно доказывающего, что он уже взрослый. А так ли это?
Герои сборника новелл «ZOOM. Карантинная история» в своем переходном возрасте оказываются еще и в изматывающем режиме самоизоляции. Один на один и с этим враждебным миром, и с требовательными, но непонимающими родителями, и с интернетом, в виртуальную реальность которого и перемещается вся твоя жизнь. Ты, родители в соседней комнате и монитор, наполненный сетевой жизнью, обостряющей эмоциональные и мыслительные реакции.
Наверное, вы замечали, уважаемые взрослые, как отличается реальное общение от виртуального. В Сети все как-то сконцентрированнее, острее. Часто неправильно воспринимаются реплики, реакции, да и письменная речь звучит совсем иначе. А еще родители постоянно с тобой под одной крышей, вечно суют свой проверяющий нос в школьную и даже внешкольную жизнь. Конечно, им тоже тяжело — круглосуточное пребывание в четырех стенах, подчас напряженные отношения с домашними и коллегами. Огромное психологическое напряжение для всей семьи.
Подростки отчаянно собирают свою исковерканную карантином жизнь: признаются друг другу в любви (виртуально), спасают от настоящей опасности, лечат, утешают, восстанавливают справедливость, оберегают покой близких, и взрослых, и друг друга.
Учатся быть взрослыми. Учатся ответственности и деятельной любви: «Взрослые так яростно оберегают нас от неприятностей. Может быть, потому что сами не знают, как выбираться из них? Они не знают. Я тоже. Но я постараюсь узнать как можно больше. По-моему, именно это и значит — быть взрослым».
Взросление у каждого происходит по-своему. Некоторые всю жизнь остаются детьми, так и не научившись брать на себя ответственность за другого человека. Герои книги Елены Бороды осознанно вступают во взрослую жизнь. Каждый по-своему. Они принимают вызов реальности и отвечают на него мыслями, разговорами, конкретными действиями и важными решениями.
Они не боятся ответственности и поэтому смело идут по пути взросления, не прячась от опасностей. Они ищут выход и находят его. Иногда вместе со взрослыми, иногда самостоятельно. Прекрасно, когда рядом оказываются родители — в самый критический момент. Честность взрослых, открытость, смелость в обсуждении скользких тем, умение сказать правду — такие родители в повести есть.
Но есть и другие: малодушные, равнодушные, а то и вовсе бездушные. Их детям в сто раз тяжелее осилить это самое взросление, справиться со взрослой жизнью. А куда денешься — приходится! Хорошо, если подвернется старший друг, который хочет и может помочь. А ведь бывает так, что тебя понимает один Шекспир, да и то — со страниц книг...
Карантинные дети проходят непростой обряд инициации, трижды усложненный эпидемией и виртуальной реальностью. Взрослея, они обретают ожившую душу и отзывчивый разум. Их переходный возраст завершает сложный переход из детства в юность, и совершает его блестяще. Они готовы к жизни.
#семейноечтение #литературадляподростков #современнаяпроза #писательскоемастерство #переходныйвозраст #книжныеновинки