Спор - отдельное искусство, которым владеет далеко не каждый. Он может родиться вследствие конфликта или из интеллектуальной дискуссии, когда сталкиваются две противоположные точки зрения. Очень легко при этом перейти все границы и оказаться в ситуации «базарной перепалки». Чтобы такого не происходило, делюсь правилами качественного спора
№ 1: Внимательно слушайте собеседника
Важно выслушивать человека до конца, не перебивая. Это неуважение к его мнению, если вы не дали ему выразить мысль полностью, а ждёте, когда оппонент договорит, чтобы вставить свои «пять копеек». Внимательное выслушивание располагает собеседника, помогает наилучшим образом его понять и выдвинуть свои аргументы. Дискуссия становится обычной перепалкой, если «один про Фому, другой про Ерёму»
Нетерпение во время разговора может спровоцировать раздражение. Излишняя эмоциональность может привести к сильному накалу, и тогда договориться становится уже практически невозможно
Чтобы разговор получился продуктивным, важно задать общую цель, определить, о чём ведётся дискуссия и не выходить за эти рамки. Разговор станет ясным и будет проще достигнуть цели
Также важно уметь объяснять свои мысли. Люди не обязаны о них догадываться. И если вы не выразитесь понятным языком, большая вероятность остаться непонятым
№ 2: Используйте уточняющие вопросы
Этот пункт логически проистекает из первого. Если внимательно слушать собеседника, то скорее всего у вас появится много вопросов. Главное - задать их спокойно и в уважительном тоне. И помните, что они должны касаться только обсуждаемой темы, а не личности оппонента
Очень важно спрашивать, если что-то не понятно или можно интерпретировать с разных сторон. Спрашивать, что конкретно человек имеет в виду, чтобы не надумать лишнего (если есть какие-то сомнения)
Конфликта не нужно бояться. Нужно уметь его решать, не переходя на бесполезный спор. Когда люди на сильных эмоциях, логически думать становится практически невозможно. Нужно либо всем успокоиться, либо перенести обсуждение на другое время
К всплеску эмоций приводит ситуация, когда не соблюдаются личные границы собеседника. Если оппонент уже перешёл все границы, то явно стоит оставить эти пререкания, ни к чему полезному они не приведут
№ 3: Апеллируйте доказанными фактами
Нет смысла искать решение вопроса, основываясь на чьих-то рассуждениях. В ход обсуждения должны идти только факты
Если оппонент использует в своей доказательной базе не известные вам факты, можно сказать о том, что вам нужно вначале их проверить
Также и наши умозаключения могут потерять вес, если будут основаны на чьих-то домыслах или мнениях
№ 4: Сохраняйте уважение к оппоненту
Необходимо понимать, что ваша точка зрения может оказаться ошибочной. Или как минимум дискуссия может быть о вещах, на которые у каждого будет своё мнение, а проверить его никак не возможно
Переходить на личности и судить об интеллектуальных способностях оппонента на основе того, что ваши мнения противоположны - не лучший метод общения, который нелестно говорит о самом осуждающем
Какой бы точки зрения ни придерживался человек, опускаться до неуважения не стоит никогда
№ 5: Не повышайте тон
Главное при решении конфликта - сохранять душевное спокойствие. Если вы чувствуете, что не в силах справляться с негативными эмоциями и можете повысить голос – лучше немедленно прекратить разговор. Пока он не перешёл в словесную перепалку, где каждый защищается, а не ищет общее решение проблемы
Чем яснее цель решаемого вопроса, тем легче найти правильное решение. И заданная атмосфера равенства всех точек зрения превращает разговор в интересную дискуссию, а не бессмысленный спор, переходящий в крик и брань
А вы любите спорить? Делитесь в комментариях!