Найти в Дзене
Вместе сильнее

Часть 2 Самое скучное величие.

Итак, наш герой наконец-то занялся главным делом своей жизни – математикой и всем, что вокруг.

В сентябре 1730 Эйлер получает кафедру экспериментальной и теоретической физики, что приводит к возрастанию финансового благополучия.

Это позволяет ему жениться на дочери «местного швейцарца» и сотрудника академии Катарине Гзель. И заделать 13 детей (очевидно не слишком быстро…

Разумеется, заполучив таким образом в заложники ходячий компьютер (который вынужден кормить ораву детей) Российская империя должна была использовать его по полной программе. И да-да, конечно, в интересах военного дела, точнее: несколько шире - обороны.

Эйлер занимался картографией, консультировал специалистов по баллистике, кораблестроению. Все же, являясь живым человеком Леонардо Эйлер был обладателем свойственной эпохе и национальности предвзятости, недолюбливая некоторых академиков. В пику им он вызвался выполнить очень громоздкое вычисление, за которое несколько одаренных математиков в составе группы просило много денег и три месяца, за три дня (!!), что он и выполнил, проведя вычисление с большей, чем требовалось точностью.

Кстати забавно, что в чем заключалось правительственное задание точно не известно…

В связи с колоссальным перенапряжением в процессе этого подвига в духе Железного человека Эйлер получил разрыв сосудов глаза. А так как впоследствии не долечился – на этот глаз ослеп. На это он со свойственным ему фатализмом заметил: «Теперь я буду меньше отвлекаться от математики». Ну что ж… Логично сам допрыгался сам и отвечает. Вот бы другие люди были способны столь же стоически переносить последствия собственных действий.

А вот гороскопы он терпеть не мог, хоть и умел их составлять. Поэтому анекдот, рассказанный Александром Сергеевичем Пушкиным, о том, что он якобы отказался составлять гороскоп Иоана Антоновича (будущего Ивана VI – отечественной железной маски) увидев там невероятные ужасы – не более, чем городская легенда.

Именно в этот период он начинает дело важности именно для России просто не вероятной. Среди прочего, он пишет книги, по которым учились первые классические математики, родившиеся в России (впрочем, не только в ней). Особое место занимает «Руководство к арифметике», переведенное на русский язык.

В году выхода «Руководства» умирает Анна Иоановна, начинается очередная смута. Эйлер подает прошение об отставке и принимает предложение Фридриха Великого переехать в Берлин.