Если ваша любимая иностранная компания не ушла из России, возможно, она просто не может найти покупателя на свой бизнес.
Вчера в СМИ разлетелась новость о том, что иностранный бизнес жалуется на сложность процесса выхода из российских активов.
Нерезидентам не дают продавать активы в России. Это ограничение заставляет искать покупателя на активы и проводить сделки за рубежом либо усложнять структуру сделки и находить покупателя в России и придумывать, схемы вывода средств из страны.
Найти покупателя даже на очень интересные активы не так просто.
Например, Филип Моррис (Philip Morris) ищет покупателя уже 3 месяца, и всё безуспешно. Официальные представители компании говорят, что это «самая сложная транзакция в истории компании».
Но, безусловно, речь идет о выгодной продаже, так как иногда российские бизнесмены предлагают купить всё и сразу за символический рубль с опционом на 3-5 лет, по которому компания-продавец сможет вернуть активы, если решит вернуться.
Также непонятно, как оценить бизнес и активы в текущих условиях. Сколько стоит актив, если в него инвестировали доллары по 70 рублей, а сейчас доллар по 54? Актив мог подрасти в рублевой цене, но в долларах он принесет компании убытки.
Ещё одна проблема — риск национализации иностранного бизнеса без компенсации. Это явно отбивает интерес к продаже у иностранных компаний, особенно из списка «недружественных стран». В итоге ничего хорошего не получает ни одна из сторон.
Есть иностранные компании, которые не инвестируют в Россию и не развивают здесь бизнес в надежде его продать.
Есть потребители, чьи интересы могут пострадать от загибающегося сервиса.
И есть Россия, которая недополучит налоги от предпринимательской деятельности иностранных владельцев из-за сворачивания бизнес-активности.
Чем быстрее желающие смогут продать и передать бизнес под управление новых владельцев, тем быстрее эффективность вернётся на рынок.