В годы Великой Отечественной войны наши подводники добывали победу в тяжелейших условиях – на глубине порой без связи и даже воздуха. Об их подвигах говорят мало и знают только близкие к флоту люди.
Валентин Стариков – легендарный советский подводник. Он вскрывал коварные планы противника, его экипаж был на волосок от страшной гибели. Но раз за разом ему удавалось победоносно ускользать. Чем же он прославился?
P.S. Статья получилась большой. Надеюсь, что дочитаете до конца)
Тяжелейшее детство
Правильно говорят, что люди, победившие в войне, были невероятно стойкие. Валентин родился в Удмуртии в 1913 г. Отец был военным человеком. Участвовал в Первой мировой. Вынужден был оставить жену с тремя детьми на руках. Во время Гражданской отца чуть было не убили вломившиеся в их дом двое белогвардейцев. Искали оружие – не нашли. Обошлось. Взяли папиросы и ушли. Позже отца белые все же арестовали, но в результате наступления красных пленных вместе с отцом освободили. Только через год маленький Валя узнал, что его папа сражается в Красной Армии.
От постоянных бомбежек и перехода родного города из рук в руки отчим матери перевез нас в родную деревню. Жили мы в постоянной нужде, голодали. Вскоре в деревню пришел тиф. Болели все. Помню, как проснулся, кто-то накормил меня черствым хлебом и кислым молоком – мне стало легче. Вскоре приехал отец – привез с собой два пуда муки. Самый счастливый день в жизни.
В.Стариков "На грани жизни и смерти"
Валя в детстве много читал. Интересовался рассказами про путешествия. Мечтал о море. Когда объявили об открытии военно-морской секции, не раздумывая стал еще посещать. Неожиданная смерть отца перечеркнула его планы. Пришлось идти на завод работать. Только в 1931 г. мечта сбылась. Валю взяли в Ленинградское военно-морское училище. Окончил его в звании лейтенанта. Был назначен командиром подлодки М-171.
Первые неудачи
Первые впечатления от увиденного "аппарата" были неважные. Маленькая, неказистая и на вид слабенькая подлодка.
Когда я ее увидел, настроение сразу испортилось. Я всегда мечтал служить на лодке типа "Щ" – самом лучшем корабле того времени. Казалось, что ходить в лодке можно только согнувшись. Вдобавок я ударился лбом о какую-то цистерну.
В.Стариков "На грани жизни и смерти"
Первый боевой поход выдался неудачным. Сначала моторист оставил брюки в топливной цистерне, из-за чего лодка не могла нормально идти (за этот прокол экипаж был готов разорвать провинившегося), потом торпедист замешкался, и экипаж не умел подпить вражескую подлодку.
Виновников прошлых неудач "пропесочили". Поступила вторая задача – пробраться к порту Петсамо и уничтожать следовавшие туда грузовые и военные суда. Четверо суток противника не было. Тогда Стариков в нарушение приказа решает пробраться в акваторию порта. Шли в абсолютной темноте, "слепые". Выглянуть из перископа – верная смерть. Но случилось то, чего не ожидал никто
Находясь в центре гавани, мы неожиданно услышали глухой грохот. Течение стало стремительно поднимать лодку наверх. Противник нас заметил
В.Стариков "На грани жизни и смерти"
В погоню за лодкой отправились немецкие катера с глубинными бомбами, параллельно била артиллерия. Подлодке удалось скрыться, а вот открыть счет немецким кораблям – нет.
Битва
Через неделю снова выход. Задача все та же. Сумели выследить конвой немецких кораблей, но "проморгали" их вход в порт. Пришлось снова идти на риск – пошли за ними в логово врага. Удалось незаметно выследить и подбить стоявших на рейде два "транспортовика". Отстрелявшись, помчались на базу. Экипаж смаковал победу, но неожиданно лодка попала в глубоководные сети.
Мы услышали звук винтов немецких кораблей, по нам открыла огонь артиллерия. В сетях мы застряли, как рыба. Лодка управлению не поддавалась. Фашисты в таком положении всплывали с белым флагом
Лодка беспомощно барахталась и тратила ценную электроэнергию. От перенапряжения в лодке чуть было не начался пожар. Чудом из сетей удалось выбраться, однако на поверхности были немецкие корабли и на глубине установлен железный забор.
Тем временем кислорода в лодке становилось все меньше. Немцы это понимали и пытались заставить советскую подлодку вынырнуть, а экипаж взять живым. А лодка пыталась проплыть под заграждениями на максимальной глубине. 81 метр. Еще бы чуть-чуть и их бы раздавила забортное давление. Лодка трещала по швам. Стариков принимает неординарное решение.
Я приказал мичману принести гранаты. Лодка должна пройти над заграждением на неполном надводном положении. Я выйду на мостик с гранатами, а остальные оставлю Смычкову. Если меня убьют – взорвать лодку немедленно.
В.Стариков "На грани жизни и смерти"
Спасло лодку неожиданное предложение одного из членов экипажа – воспользоваться моментом прилива и пройти на "полной воде" через заграждение. Выходить на поверхность не пришлось. Незамеченной подлодка вышла из западни и вернулась на базу.
А вы слышали про Валентина Старикова?