Найти в Дзене
Андрей Гаранин

Спасение из-подо льда ГТ-СМ (ГАЗ-71) гусеничного транспортёра-снегоболотохода

Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики!

Сегодня, я в СМИ, увидел такую новость: Николай Платонович Патрушев сказал, что защиту границ России необходимо усиливать из-за возможного расширения НАТО

© Sputnik / Арам Нерсесян Перейти в фотобанк
Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Архивное фото
© Sputnik / Арам Нерсесян Перейти в фотобанк Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Архивное фото

Мне сразу вспомнилось фото одной из застав Краснознамённого северо-западного Пограничного Округа:

Фото  одной из заброшенных  застав.
Фото одной из заброшенных застав.

Это не Мамай прошёл войной, а следствие "оптимизации".

Память перенесла меня в 1981-й год. Примерно с февраля по август я служил на погранзаставе "Ручьи" у самого берега Белого моря.

Так застава "Ручьи" выглядела в 1981-ом году.
Так застава "Ручьи" выглядела в 1981-ом году.
И что осталось от заставы в 2009 г. Оптимизация....
И что осталось от заставы в 2009 г. Оптимизация....

В конце апреля 1981-го года, начальник заставы решил на ГТ-СМ, съездить в лес и подобрать там несколько железяк для ремонтных работ на территории заставы. Железяки там регулярно падали с неба в виде частей от ступеней ракет.

Фото с заставы "Койда"
Фото с заставы "Койда"

Нашёл фото с "небесным" железом на странице заставы "Койда". Такие же "железяки" и в окрестностях нашей заставы падали.

Начальник взял с собой несколько солдат. Механик-водитель подготовил плавающий гусеничный транспортёр-снегоболотоход к поездке.

Фото заставы "Ручьи" наверное, после1985-го года.
Фото заставы "Ручьи" наверное, после1985-го года.

Такие, как на фото, ГТ-СМ (ГАЗ-71), были у нас на заставе. После выезда прошло немного времени и по телефону, дежурный по заставе, меня срочно вызвал к радистам. Нач. заставы сообщил, что при переправе по льду через речку Ручьи, ГТ-СМ утонул. Это сообщение меня ввело в лёгкий ступор: ведь транспортёр-плавающий!!!!

Как оказалось, после подготовки транспортёра к выезду, мех-вод. забыл завернуть пробками в кузове сливные отверстия. Когда лёд не выдержал тяжести гусеничной техники, в незакрытые отверстия стала наливаться речная вода. Все пассажиры благополучно выбрались на лёд, транспортёр издал последнее "буль-буль" и скрылся под водой.

По приказу начальника заставы, я сбегал в деревню Ручьи, попросил местного тракториста помочь вытащить наш "непотопляемый Титаник". Присоединять трос к фаркопу транспортёра выпало мне.

-7

Стрелкой на фото, я показал фиксатор, который не даёт фаркопу открыться при транспортировке чего-либо.

На пояс мне привязали страховочную верёвку и я прыгнул в полынью на крышу "Титаника". Воды мне было по горло, а надо было нырять на дно. От ледяной воды я не мог сделать вдох. Затем, попривыкнув, нырнул, наощупь нашёл фаркоп, вставил в него трос. Проклятый фиксатор фаркопа не закрывался. Как только трактор начинал движение, трос сразу же выскакивал. После того, как я немного согрелся, начальник попросил меня повторить процедуру закрепления троса на транспортёре. На второй попытке, я бил по фиксатору молотком. Представьте, что это действие происходило подо льдом, в дико холодной воде в кромешной тьме.

Река Ручьи
Река Ручьи

Стрелкой, показан примерный путь переправы транспортёра. Вот только тогда снега было по пояс и лёд на реке.

Видя, что я окончательно замёрз, начальник отправил меня на заставу, а сам продолжил спасение "утопленника". Общими усилиями ГТэску всё-таки вытащили и начались героические восстановительные работы.

За то, что не поставили в известие вышестоящее начальство о происшествии и за порчу техники, получили мы с начальником заставы хороших люлей.

Просьба к читателям: нажмите на "палец вверх" для лучшего продвижения канала. Приветствуются и новые подписчики.