Гипноз животных. (А.В.Барченко)
Александр Васильевич Ба́рченко — советский оккультист, писатель, исследователь телепатии, гипнотизёр. Проводил исследовательские работы в рамках особого спецотдела ОГПУ.
Читатели, заинтересовавшиеся статьей «Загадки жизни», просят меня сообщить способы, которыми достигается искусственное оцепенение у животных. Охотно готов поделиться сведениями, которыми располагаю по этому во просу.
Древнейший и наиболее популярный способ «околдовывать» птиц — это прижать их клювом к доске и провести от клюва более или менее длинную прямую черту мелом. Опыт этот был впервые опубликован в Нюрнберге
Даниелем Швентером еще в 1636 году.
Среди самых солидных ученых весьма долгое время держалась уверенность, что курица цепенеет потому, что принимает меловую черту за «веревку, которой связана». Исследования позднейшего времени установили, что здесь играет роль один из видов гипноза.
Для успешного результата могу, на основании собственных наблюдений, рекомендовать следующее. Птица должна быть схвачена внезапно левой рукой, а правой шею около щек следует довольно крепко прижать к доске.
Затем черта проводится левой рукой. Стол или доска лучше всего, должны быть выкрашены черным матом например сажей. Кроме прямой черты, хорошие результаты дает равносторонний треугольник с вершиной у клюва.
Одинаковых результатов я достигал при черной черте на белом фоне. Черный треугольник действует слабее, но зато хорош зачерненный углем или итальянским карандашом круг, окружности которого касается клюв.
При частом повторении опыта достаточно одного надавливания шеи без фигур и черты. Некоторые (в особенности при повторных опытах) «пациентки» теряют даже болевую чувствительность. Можно придавать их телу самые головоломные позы — и птицы будут сохранять их, лишь бы не меняла положения голова. Глаза у птицы открыты и «прикованы» к кончику клюва.
Можно также положить птицу на спину и несколько раз окрестить ей голову или не особенно быстро обводить рукой перед глазами круг.
Вместо курицы, с тем же успехом, можно взять любую птицу: голубя, индюшку, чижа и т. д. Быстро приводить в себя можно, проделав перед глазами «разрешительные пассы», соединяя кисти перед глазами и разрывая их в стороны, как бы стряхивая. Кролика, собаку и кошку я погружал в гипноз следующим образом.
1) Фиксацией взгляда. Смотрел пристально, не мигая, но не в глаза, как обыкновенно рекомендуют и как весьма трудно добиться результата, — а между глаз немного выше бровей. Животные сначала отворачивались, потом пытались прятать голову, ощетинивались; собака поджимала хвост, кошка выгибала спину серпом; затем и собака и кошка припадали на передние ноги и клали на них голову, вытянув шею и устремив на гипнотизера глаза. Один кролик относился весьма равнодушно и, свернувшись пушистым комочком, мирно и глубоко засыпал.
2) Вспышкой электрического фонаря перед глазами в темноте. Особенно удавался опыт, если животное было перед тем вполне спокойно.
3) Я помещал перед глазами вычерненный углем круг, в десять сантиметров диаметром, на белом фоне; подносил к глазам блестящий металлический шарик на черной тоненькой ручке, стараясь скосить глаза животного на этой точке , между бровей; в темной комнате, в ставне, прокалывал тонкой иглой дырочку. Животные в этом последнем случае сами без чьего-либо воздействия впадали в глубокую сонливость.
Результаты, достигаемые фиксацией взгляда, кругом и металлическим шариком — одинаковы: более или менее глубокая сонливость с закрытыми, или оцепенение с открытыми глазами, — в последнем случае нередко нечувствительность к щипкам и несильным уколам.
Первый способ интересен еще тем, что при нем удается мысленное внушение, как это ни странно на первый взгляд. Загипнотизировав собаку или кролика (с кошкой мне не удалось) представьте себе, что животное вдет к вам или двигает ногой, и сосредоточьтесь на этом представлении, вызывая в уме соответствующую картину, — не прекращая, разумеется, фиксировать взглядом.
Вы убедитесь, что животное выполнит «заданное». Настойчивое мысленное повторение, как при гипнотизировании человека, например «иди, иди», или «спи» — не дает никаких результатов. В Австрии официально принят в армии способ «балассировки» лошадей при ковке, введенный ротмистром Баласса и состоящий в том, что лошади внушают покорность взглядом.
При действии фонарем, животных словно сводит судорога. Члены сохраняют искусственно приданное положение, но нередки случаи, например у ужа и гадюки, когда нельзя даже согнуть тела довольно сильным давлением. Любопытно, что в моих опытах уж при фонаре цепенел вытянувшись, а гадюка постоянно давала фигуру «кошки, когда ее рассердят» — выгибала спину.
Глаза при оцепенении от фонаря всегда открыты. Лягушки иногда также цепенели при фонаре и сохраняли очень долго приданное положение. Эта последняя способность терялась, если спинной мозг под продолговатым перерезан. Ужа, иногда и лягушку, можно погрузить в оцепенение, внезапно сильно сдавив шею позади щек.
С гадюкой, ввиду ее «ехидности», я ограничивался фонарем. Фонарем же действовал на рыб, подплывавших к стенке аквариума. Иногда рыбы цепенели на целый час, но при толчке пальцем уплывали. Насколько глубоко у них оцепенение, мне не удалось еще проследить.
На рыб, по свидетельству профессора Regnard, так же действует взрыв в воде динамитного патрона: уцелевшие от взрыва надолго цепенеют. Следует отметить, что профессор Данилевский считает причиной гипноза животных то, что они смотрят на движения гипнотизера, как на приказания.
Но этот взгляд, при разнообразии способов и причин, вызывающих гипноз, плохо выясняет сущность явления. Значительно лучше усваивается взгляд профессоров Льебо и Фореля на связь между явлениями спячки, описанными в моей статье «Загадки жизни», с состоянием гипноза.
Насколько глубоко подавлена жизнь в этом состоянии, свидетельствует опыт с отломанной ногой у оцепеневшей от холода лягушки (см. рисунок). Близкое к такой временной смерти состояние у человека наблюдается только в ряду явлений, отнесенных к гипнотическим состояниям — под именем «ультра- летаргического».
Опубл. и пгч. по: Природа и люди (Санкт-Петербург). 1911. № 34