В материале «Почему учёные проводят странные исследования?» я приоткрыл завесу тайны над одним из направлений своих собственных исследований. Теперь я расскажу о нём поподробнее.
Впервые с «языческим» названием фирмы я столкнулся году эдак в 2007, когда заказывал в небольшой нижегородской мебельной фирмочке шкаф-пенал. На договоре с фирмой я обнаружил её название – «Велес». Продавец-консультант подтвердила, что хозяин фирмы назвал её в честь славянского бога, хотя в подробности того, почему он выбрал такое название, она не была посвящена. Я тогда как раз дописывал свою кандидатскую диссертацию по славянской мифологии и порадовался такому интересному совпадению. Порадовался и забыл.
Но через несколько лет мне попалась на глаза какая-то вывеска с именем ещё одного славянского бога. А потом реклама ещё какой-то фирмы с «языческим» названием. (Почему я беру здесь слово «языческое» в кавычки? Ну хотя бы потому, что связь таких названий с языческими божествами ещё нужно было доказать – одного созвучия мало. Например, фирма «Хорс» может быть названа то ли в честь одноимённого бога, чьё имя известно нам по некоторым древнерусским источникам, то ли «в честь» английского слова horse, означающего коня. В общем, без бутылки дополнительного анализа не разберёшься.)
И вот в какой-то момент набралась критическая масса таких встреченных мною примеров, после чего в моём сознании началась цепная реакция по их осмыслению. (Привет физикам от лирика!) Я начал думать, как бы мне собрать какой-то статистический материал для анализа, чтобы убедиться в том, что такие названия и в самом деле стали встречаться чаще, чем раньше, и как бы мне понять, что всё это значит.
Эти раздумья навели меня на мысль использовать для сбора информации популярный картографический сервис «2ГИС». Я решил отследить количество «языческих» названий (говоря научным языком, эргонимов) в крупнейших городах Приволжского федерального округа, благо тут сразу 5 городов-миллионников: Нижний Новгород, Казань, Пермь, Уфа и Самара.
Уже первые наблюдения – в 2014 и 2015 годах – показали, что число таких названий постепенно увеличивается, а самыми популярными в эргонимии именами славянских божеств являются Сварог и, особенно, Велес. Впрочем, обнаружить ассоциативную связь между названием организации и родом её деятельности в большинстве случаев было затруднительно. Оказалось, что невозможно без дополнительных разъяснений понять, почему, например, имя Велеса носят продуктовые магазины, строительные компании, фирма по продаже подъёмных кранов или по оптовым поставкам упаковочных материалов. Стало ясно, что нужно опрашивать владельцев таких фирм. Этот процесс затянулся на годы. О результатах такого опроса, а они весьма любопытны, я расскажу в другой раз. А на тот момент получилось сделать несколько достаточно важных выводов.
О связи «языческих» названий с одноимёнными славянскими божествами часто можно судить по логотипам компаний. Как оказалось, в интернете широко распространены символы, якобы связанные с разными богами. В частности, так называемый знак Велеса, напоминающий перевёрнутую букву А, это стилизованное изображение головы быка (ну или, допустим, козла). Велес же, по широко распространённому в интернете мнению, являлся богом скота.
В итоге мы можем видеть логотипы такого рода:
У Сварога свои символы, главным из которых, опять же по мнению интернета (а не учёных!) значится так называемый квадрат Сварога или звезда Сварога.
Отсюда такие логотипы:
Таким образом в ряде случаев и без дополнительных разъяснений со стороны руководства компании можно понять, что её название в самом деле напрямую связано с именем славянского божества.
А порой это прямо прописано на сайте организации. Например, так:
Угадаете, что за заведение скрывается под сей благообразной вывеской? Эротический клуб. Вот уж подивились бы древние славяне тому, как их потомки чествуют родных богов... (С другой стороны, не известно, был ли вообще у славян бог с таким именем. В древнерусских источниках упоминается бог Волос. Споры о том, являются ли Волос и известный по некоторым дополнительным источникам Велес «одним и тем же лицом», ведутся давно, но достоверно это выяснить невозможно.)
Создатели таких названий сами находят недостоверную информацию о славянском язычестве в интернете и разносят её дальше. Механизм этого явления ясен – разумеется, мало кто готов читать научную литературу по язычеству (тем более, что и там нет никакой определённости относительно функций или облика славянских богов), гораздо проще и увлекательнее почитать какие-то фантазии безвестных авторов в интернете. Дальше больше, выбрали имя – сделали заказ дизайнеру на разработку логотипа. Тот, недолго думая, лезет в тот же самый интернет (другого-то, увы, нет), находит там выдуманные нашими современниками знаки Велеса, Сварога и прочих божеств, обыгрывает их в логотипе, и вот эти знаки появляются на сайтах, вывесках, в рекламных буклетах, постепенно влияя на распространённые в обществе представления о мифологии славян. Так под видом древней распространяется современная мифология, или мифы о мифах.
О продолжении моих исследований «языческих» названий и их связи с неоязычеством читайте здесь.
Также вы можете почитать о том, как современную псевдославянскую мифологию распространяют некоторые звёзды эстрады, в частности, Маша Распутина.