Найти тему
Стоп, снято!

Цой в кино

К юбилею Виктора Цоя

Вчера 60 лет могло бы исполнится неумирающей легенде – Виктору Цою. Он был не только певцом и музыкантом, за два года до смерти Цой дебютировал в кино. Хочется поговорить о Цое актере, о фильме, который породил миф об этом человеке.

Эта картина снималась под рабочим названием «Последний герой» в эпоху начала перестройки. Именно в тот момент в кинематографе витала атмосфера свободы, казалось, что еще чуть-чуть и вернуться все ограничения и рамки, а пока можно снимать все, что в угодно. Фильм студента ВГИКа Рашида Нугманова так и не назвали «Последний герой», он вышел под хлестким заглавием – «Игла».

Кадр из фильма "Игла"
Кадр из фильма "Игла"

Первый раз Виктор Цой появился в кино в фильме «Асса». Это была маленькая роль самого себя в конце ленты, а вот в следующий раз Цоя позвали уже на главную роль. «Игла» вдохновлена психоделической революцией кинематографа Америки, которая породила такие фильмы, как «Беспечный ездок», французской новой волной, которая обыгрывала психоделику Америки, и спагетти-вестернами. Такого смешения в советском кино еще не было, критики работу молодых непрофессионалов восприняли холодно, но лучше всех «Иглу» поняли зрители. Они поняли и поддержали попытку Рашида Нугманова создать миф о Цое.

Сегодня некоторые сцены фильма могут показаться странными или же настолько эмоциональными, что зритель удивляется, как же такое можно было придумать. Это связано с тем, что и актеры, и режиссер импровизировали прямо на съемочной площадке. Сцены в подвале со знаменитым «люди в мире разделяются на две категории – одни сидят на трубах, а другим нужны деньги» Нугманов придумал, вдохновившись одной из ролей Клинта Иствуда, а Цою фраза так понравилась, что он сразу ее сыграл. Речь Спартака Александр Баширов не заучивал по бумажке, это тоже была импровизация, снятая одним дублем.

Кадр из фильма "Игла"
Кадр из фильма "Игла"

Собранная из импровизаций, новаторских идей и какофонии звуков «Игла» стала культовым фильмом. А буквально на следующий год культовым стал Цой. Он хотел продолжать сниматься в кино, хотел работать с Нугмановым. Герой Моро должен был кочевать из фильма в фильм, перемещаться в прошлое и будущее, но при этом оставаться тем последним, почти что безымянным героем спагетти-вестрена.

Больше мелочей кино вы найдете в моем телеграм канале "Стоп, снято!". Смотрите кино, а не новости!