К юбилею Виктора Цоя
Вчера 60 лет могло бы исполнится неумирающей легенде – Виктору Цою. Он был не только певцом и музыкантом, за два года до смерти Цой дебютировал в кино. Хочется поговорить о Цое актере, о фильме, который породил миф об этом человеке.
Эта картина снималась под рабочим названием «Последний герой» в эпоху начала перестройки. Именно в тот момент в кинематографе витала атмосфера свободы, казалось, что еще чуть-чуть и вернуться все ограничения и рамки, а пока можно снимать все, что в угодно. Фильм студента ВГИКа Рашида Нугманова так и не назвали «Последний герой», он вышел под хлестким заглавием – «Игла».
Первый раз Виктор Цой появился в кино в фильме «Асса». Это была маленькая роль самого себя в конце ленты, а вот в следующий раз Цоя позвали уже на главную роль. «Игла» вдохновлена психоделической революцией кинематографа Америки, которая породила такие фильмы, как «Беспечный ездок», французской новой волной, которая обыгрывала психоделику Америки, и спагетти-вестернами. Такого смешения в советском кино еще не было, критики работу молодых непрофессионалов восприняли холодно, но лучше всех «Иглу» поняли зрители. Они поняли и поддержали попытку Рашида Нугманова создать миф о Цое.
Сегодня некоторые сцены фильма могут показаться странными или же настолько эмоциональными, что зритель удивляется, как же такое можно было придумать. Это связано с тем, что и актеры, и режиссер импровизировали прямо на съемочной площадке. Сцены в подвале со знаменитым «люди в мире разделяются на две категории – одни сидят на трубах, а другим нужны деньги» Нугманов придумал, вдохновившись одной из ролей Клинта Иствуда, а Цою фраза так понравилась, что он сразу ее сыграл. Речь Спартака Александр Баширов не заучивал по бумажке, это тоже была импровизация, снятая одним дублем.
Собранная из импровизаций, новаторских идей и какофонии звуков «Игла» стала культовым фильмом. А буквально на следующий год культовым стал Цой. Он хотел продолжать сниматься в кино, хотел работать с Нугмановым. Герой Моро должен был кочевать из фильма в фильм, перемещаться в прошлое и будущее, но при этом оставаться тем последним, почти что безымянным героем спагетти-вестрена.
Больше мелочей кино вы найдете в моем телеграм канале "Стоп, снято!". Смотрите кино, а не новости!