Найти тему

Пару слов о нашей странной особенности

1.

Возможно, вы обратили внимание на следующее: русский ютуб полон видео, в которых иностранцы высказываются о нашей литературе, кухне, традициях, кино, языке и Бог знает ещё о чём. В комментариях народ наш обычно или восхищается всем вышеперечисленным («Как же прекрасна наша» - вставьте сюда какое-нибудь существительное), или говорят о том, что как же хорошо, что люди Запада изучают наш культурный код и «русскую душу». Другой пример – небольшие видео, лекции, аудиокниги о русской литературе (в особенности о Достоевском и Толстом). Довольно-таки большой процент от комментариев составляют наши соотечественники, пишущие о сложности произведений обсуждаемых или читаемых авторов и то, как здорово, когда наша литература проникает на Запад, когда о ней говорят с интересом и зачитываются.

Однако, открыв видео на английском или русском об условном Гёте или Ремарке, вы считай не найдёте там немцев, что логично, ведь зачем им слушать о своей культуре на иностранном языке, когда можно 1) прочесть этих писателей в оригинале и 2) посмотреть или почитать о них на всё том же немецком. И так со всеми другими нациями и народами. Японцы не будут смотреть реакции на Куросаву и Акутагаву, греки – на Гомера и Софокла, итальянцы – на Феллини и Данте. На такие видео попросту нет спроса.

Но не у нас. Нашему человеку всегда будет интересно наблюдать за этим. Почему?

2.

Ответ стоит искать в нашем отношении к коллективному Западу.

20 век. Россия - одна из самых, если не самая, быстроразвивающаяся страна, часть европейской цивилизации. Монархия перестала быть абсолютной (третьеиюньский переворот не вернул Россию к неограниченной власти императора), трудовое законодательство улучшалось, экономика по темпам роста не уступала, а где-то даже превосходила Японию, а благодаря аграрной реформе Петра Столыпина начал зарождаться класс частных землевладельцев. Мы хоть и отставали от таких стран как Великобритания, США, Германия, но стремительно догоняли их. Мы не казались чем-то чуждым Европе.

Однако началась война, а спустя 3 года февраль, а за ним - октябрь. Российская Империя (после февраля Республика) перестала существовать, её заменил СССР, разорвавший все отношения с бывшими союзниками по Антанте. А с окончательным утверждением у власти Сталина начался курс на сокращения отставания от кап. стран. Вот это и стало поворотным моментом. Одной из целей экономического развития стало показать, что может страна советов.

Чем дольше существовал союз, тем сильнее искажался образ Запада. Людям хотелось узнать, зачем нам его перегонять. А когда начали печататься самиздатовские произведения, когда люди начали слушать не только первый и второй канал, но и условный голос Америки, когда зародилась культура разговоров на кухне, граждане начали обсуждать политику страны, представление о СССР как о рае для рабочего улетучилось, началась идеализация западного мира, так как в нём не было очередей, сильной цензуры и много другого. Советский быт стал главной темой анекдотов застоя. Вот самые интересные:

«Брежнев и никсон совершают прогулку на вертолете над рабочим и пригородами москвы. Никсон видит бараки с телевизионными

антеннами и говорит:

— Вы нас перегнали! У нас в свинарниках еще нет телевизоров!»

Посетивший СССР Никсон спросил у Брежнева, почему советские

рабочие не бастуют. Вместо ответа Брежнев повез Никсона на завод

и там обратился к рабочим:

— С завтрашнего дня вам будет уменьшена зарплата! (аплодисменты.) Будет увеличен рабочий день! (аплодисменты.) Каждого десятого будут вешать (Аплодисменты). Вопрос: «Веревку свою приносить или профком обеспечит?»)

- У нас свобода, — говорит американец. — я могу выйти на

улицу и крикнуть «Рейган - дурак!»

- Подумаешь! — говорит русский. — я тоже могу выйти на улицу

и крикнуть «Рейган - дурак!»

С началом перестройки во всех сферах резко снизился гоударственный контроль; в страну вернулись диссиденты (например, Новодворская), начавшие говорить о превосходстве запада во всем; вышли такие фильмы как: «Покояние», «Так жить нельзя», «Легко ли быть молодым?» и т.д.; начало критиковаться все советское прошлое. Антиподом СССР стали США – страна свободная и демократическая. И после развала союза, началось наше стремление узнать, что о нас думают иностранцы. Народ и правительство хотели узнать, в правильном ли направлении двигается страна. А у кого это можно было узнать, как не у наших коллег? Отныне все реформы проводились с оглядкой на Запад, большинство решений принималось только с согласия Запада. РФ получала огромные займы от МВФ, гуманитарную помощь.

Однако с началом 2000-х и новым курсом государства идея о превосходстве Запада начала трансформироваться. Раболепие прошло, но интерес остался. И когда руководство начало заигрываться с патриотизмом и национализмом, в наших согражданах появилось чувство гордости за свою державу. И это привело к тому следующим мыслям: «Хоть мы теперь сильная и независимая страна, но всё-таки интересно, что о нас думают те, перед кем мы недавно трепетали?». И идея эта до сих пор не исчезла.

3. Вместо заключения

Однако сейчас она постепенно начала уничтожаться, из-за понятно каких событий. Но всё-таки любят наши граждане посмотреть или почитать, как о нас выразился тот или иной политик Запада. Хорошо это? Не знаю. Но знаю одно – через год – два ничего от этого хотения не останется.