Найти тему
Mrs. Murchenko

Формы психологизма в рассказе И.А. Бунина «Подснежник» на примере персонажа Саши

Прямой психологизм

1) Значение имени Саша.

Тетя Варя называет его «подснежником». За открытый взгляд, за природную чистоту детской души, такой юной и открытой миру. В нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого. Автор наделяет своего героя таким именем из любви к Родине. Этот рассказ Бунин писал, находясь в эмиграции. А подснежник символизирует новое, живое, становится для автора символом веры в лучшее.

А реальное имя – Александр – несет значение «защитник людей». Таким образом, подснежник – всего лишь росток, которому предстоит вырасти в сильного и мужественного защитника.

Имя Саша
Имя Саша

2) «…рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне»

Слово «передержка» означает «пересдачу». Сон мальчика показывает пограничное состояние мальчика. Он еще не совсем понял, что наступило его счастье и рядом с ним его любимый отец.

Косвенный психологизм

1) «…и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах <…> но и во всем уездном мире»

Образ подснежника на фоне тяжелой и смрадной реальности – как открытие его Богом для людей. В этом юном мальчике чувствуется сила, напоминающая весенний росток. Это глоток свежего воздуха.

2) «На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, - к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!»

Перед нами милый мальчик, ангелочек, полная противоположность отцу-мужику. Когда автор описывает Сашу, он использует светлые цвета (светло-серая, «с белыми серебряными», «небесно-голубым», «ясным», «чистому», «нежному»), показывает новизну и свежесть («новая», «новый», «новичок», «новизне», «свежести»).

Мальчик чувствует, что мир вокруг не познан, он раскрывается. Саша – это надежда на то, что мир его отца уйдет в прошлое, а он в образе подснежника принесет в «мир божий» что-то новое и прекрасное.

Суммарно-обозначающий психологизм

1) «Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани…»

2) «Он счастлив, он свеж и чист, как ангел»

Жизнь в чужой семье для Саши – это грусть, одиночество и скука. Приезд отца – счастье и большой праздник. Именно в моменты счастья он раскрывается как ангел – окрыленный и светлый.

3) «И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!»

Быстротечность проведенного с отцом времени усиливает восприятие чувств мальчика, глаза его становятся «блаженными» - этим эпитетом с религиозной окраской описывается состояния Саши, когда он благополучен, счастлив.

4) «…великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает»

5) «Последний, самый горький час!»

6) «и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!»

Несмотря на то, что дни с отцом одинаковые и ничем не примечательные, Саша был счастлив. «Счастливейшая в жизни неделя» сменяется «великим горем» и «самым горьким часом». Это горе не просто приходит, оно «надвигается» - мальчик испытывает страх перед ним, он прощается со счастливейшей неделей, будто такие моменты в жизни никогда не повторятся. То есть горькие чувства мальчика нельзя утешить даже мыслями о том, что когда-нибудь отец снова приедет к нему.

Читайте также: Формы психологизма в рассказе И.А. Бунина «Подснежник» на примере отца Саши