Найти в Дзене
Загадки истории

Как Чингисхан создал «Почту России»

Оглавление

Заголовок требует небольших уточнений. Действительно, началось всё с Чингисхана, но отточил почтовую систему в государстве татаро-монголов последователь Великого – Угедей.

Кроме того, естественно, была создана не «Почта России», потому что никакой России еще не было, существовала Русь. И тем не менее можно говорить о том, что именно монголы организовали в нашей стране почти идеальную почтовую службу.

Татаро-монгольская почта

Чингисхан правил страной, которая простиралась, можно говорить, от Тихого океана и до Черного моря. Мы теперь считаем, что 21 век – это век информации, что она главный продукт эпохи.

Но у нас какие проблемы?

1. Информации слишком много. От неё зачастую начинает болеть голова. Массивы информации утомляют.

2. Данные очень часто бывают недостоверными. Проблема в том, что постоянно нужно «отделять зерна от плевел», вычислять так называемые фейки.

У Чингисхана была другая проблема. И даже не одна. Во-первых, чтобы эффективно управлять огромной страной, ему нужно было каким-то образом быстро распространять информацию по территории своего государства, чтобы подданные на окраинах своевременно узнавали о приказах, указах, распоряжениях и прочем. Время и в ту эпоху было ценным ресурсом.

Во-вторых, нужно было иметь возможность безопасно и быстро пересылать грузы по стране. Как тогда говорили: «Чтобы прекрасная девушка с подносом золота могла спокойно пройти от одного края государства до другого, не будучи ограбленной и обесчещенной».

Вот такие задачи пришлось решать Чингисхану, потому что он точно понимал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Когда Великий Монгол ушел, то эти же задачи встали перед Угедеем.

Завоевание Руси

В наше время все больше ученых-историков пишут о том, что никакого захвата русских в стандартном понимании не было. Татаро-монголы якобы оказывали во многих случаях положительное влияние на нашу страну. Отчасти с этим можно согласиться. Например, именно кочевники-завоеватели создали на Руси почту.

Известно, что русские платили монголам дань. Самый распространенный способ – это «с дыма», то есть с каждого двора. Но была еще и другая дань – «ямская».

«Почта России»

Вы, надеюсь, понимаете, что название это условное. Забавно думать, что современное наше ведомство, которое, мягко говоря, часто работает неидеально, было создано в свое время татаро-монголами.

На самом деле, конечно, они заложили основу: создали сеть ямов и дорог, по которым перемещались «почтовые служащие». Кстати, обратите внимание, что «сеть ямОВ», а не «ям».

Ямами называли места, где держали лошадей, располагались помещения для отдыха гонцов и кабаки – не такие, чтобы гулять и веселиться, а чтобы можно было хорошо поесть, отдохнуть с дороги и так далее.

Позже ямами стали называть не просто постоялые дворы, а еще и целые селения, которые обеспечивали работу татаро-монгольской почты. Словом же «ямщик» называли не извозчика, как стали это делать позже, когда кочевники ушли. Так именовали крестьян и посадских людей, которые обеспечивали деятельность почты.

Выше я упоминала про «ямскую дань». Так вот: кто-то платил монголам деньги, а кто-то был вынужден работать в яму. Кроме того, представители завоеванного народа должны были возить ханских гонцов.

-2

Дороги

Наряду с ямами создавались и магистрали, по которым происходила транспортировка грузов, важных сообщений и прочего.

В среднем один гонец проезжал от 100 до 400 километров. Затем его сменял другой человек на свежих лошадях.

На мой взгляд, самым ценным и важным, что ввели татаро-монголы, было назначение, говоря условно, «губернаторов» на каждой дороге. Эти люди имели всю полноту власти. И их главной задачей было обеспечение быстрого и безопасного процесса транспортировки грузов, пересылки донесений. То есть такие «начальники дорог» следили за тем, чтобы почта работала идеально. Жаль, что теперь у нас таких людей нет.

У каждого почтальона тоже было особое удостоверение – «пайцза». Оно, во-первых, давало много прав гонцу, во-вторых, местные, увидев особую бумагу, должны были максимально содействовать курьеру.

Как указывал Марко Поло, у татаро-монголов было 300 тыс. лошадей, чтобы обеспечивать нужды почтовой службы.

Систему довольно быстро выстроили. Она была отлаженной. У покоренных народов и в мыслях не было препятствовать деятельности ордынских почтальонов. А если кто и занимался вредительством, то этих людей быстро и сурово наказывали, чтобы другим не повадно было.