Сегодня, 21 июня, прошли нулевые чтения в Общественной палате РФ по поводу нового законопроекта, который, если примут, будет регулировать деятельность такси.
На видео наше выступление на этом заседании. Успели сказать столько, сколько дали сказать в соответствии с жёстким регламентом, тем не менее все тезисы из доклада письменно приложим к протоколу чтений для их учёта в резолюции по этому закону от Общественной палаты. Ниже сам текст доклада. Просим ознакомиться с нашим прочтением этого закона глазами водителя такси. Честно говоря, в некоторых местах начинали шевелиться волосы на голове...
Вступление.
Что профессиональное сообщество водителей хотело бы от нового закона о такси?
1. Во-первых, было бы замечательно, если бы мы увидели закон, который описал бы деятельность такси максимально правильно, закон, который, благодаря этому проработал бы максимально долго без необходимости изменять его или писать новый. Такой закон, который хотелось бы соблюдать, который способствовал бы развитию бизнеса.
2. Закон, который делает перевозку более безопасной и более комфортной для пассажиров.
3. Закон, который способствовал бы росту имиджа работников такси в глазах пассажиров. А также росту их профессиональных навыков.
4. Закон, который, наравне с защитой прав пассажиров, мог бы гарантировать справедливый заработок работникам такси. Водители и перевозчики должны иметь возможность правильно эксплуатировать транспортные средства и иметь средства на жизнь.
Описание общего положения.
Давайте разберемся, может ли всё это дать новый закон, учитывая, что одним из основных его нововведений является допуск к работе в такси физических лиц без их трудоустройства (самозанятых).
В пояснительной записке к закону сказано
конкретизация и законодательное закрепление обязательных требований к деятельности перевозчиков легковым такси, служб заказа легковым такси, а также допуск физических лиц - самозанятых к перевозкам легковыми такси позволит создать для граждан более благоприятные и безопасные условия пользования легковым такси, а также повысить эффективность работы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в этой сфере.
Что бы понять даёт ли эти улучшения закон по этим четырем пунктам, надо принять во внимание то, что нам говорит текущий закон и что сейчас есть в реальности. А также разобраться, что предлагает новый закон.
Для сокращения длины доклада, текущую обстановку описывать здесь считаем нецелесообразной, это дело отдельного доклада, поэтому переходим сразу к новому закону.
Что нам даёт новый закон?
Им предусмотрены следующие игроки:
1) Юридические лица и ип с разрешением и автомобилями в реестре, которые нанимают водителей согласно ТК.
2) Юридические лица, с автомобилями в реестре, не обладающие разрешением, сдающие автомобили в аренду перевозчикам.
3) Перевозчики ИП и самозанятые с разрешением, без наемных сотрудников.
Первое важное изменение – допуск к работе через службы заказа такси (СЗТ) физических лиц без их трудоустройства.
В пояснительной записке к новому закону говорится:
“Учитывая, что одним из факторов роста рынка является рост количества машин и водителей за счет привлечения водителей "для подработки", установление легальной возможности для физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси представляется актуальной задачей.”
Действительно, фактором роста стало гигантское количество физических лиц, работающих через «подключашки», в том числе выходящих на линию в качестве подработки. Установление легальной возможности для них получать разрешение и подрабатывать полностью противоречит стремлению сделать перевозки более безопасными. Подработчик – это человек, который мог всю неделю работать в офисе или управлять поездом метро, а в пятницу вечером и в субботу вышел возить пассажиров.
Так же в пояснительной записке говорится
Учитывая, что в настоящее время большинство перевозчиков легковым такси владеют легковыми такси на праве аренды и достаточно часто осуществляют смену транспортных средств, установленная сейчас в статье 9 Федерального закона № 69-ФЗ обязанность указания в разрешение на перевозки пассажиров и багажа легковым такси сведений о транспортных средствах фактически способствует нарушению перевозчиками законодательства в случаях замены транспортного средства, в том числе в связи с дорожно-транспортными происшествиями, произошедшими по вине иных участников дорожного движения.
Проектом федерального закона предлагается установить 2 отдельных реестра:
1) региональный реестр перевозчиков легковыми такси (статья 6 проекта федерального закона).
2) региональный реестр легковых такси (статья 10 проекта федерального закона).
Таким образом, после допуска на рынок физических лиц, закон разрешает им получать разрешения на перевозки и арендовать автомобиль, внесенный в реестр, у арендодателей (как вариант - тоже физических лиц).
Таким образом закрепляется, по сути, интересная схема работы в такси:
Самозанятый перевозчик работает на арендованной у арендодателя машине через СЗТ.
Есть ли тут место каким-то юр. лицам и трудоустроенным, согласно ТК водителям? Риторический вопрос.
Вместо юр. лица – таксопарка, который несет полную ответственность за эксплуатацию автомобиля и за своих водителей и пассажиров, получаем кучу физических лиц, работающих в интересах СЗТ, не имея соц гарантий и гарантированного заработка, а соответственно без возможности правильно и своевременно обслуживать автомобиль, на которых возложена вся ответственность за перевозки.
Самозанятый подработчик на арендованном автомобиле, который несет всё бремя по эксплуатации автомобиля и всю ответственность за безопасность пассажиров.
Теперь коснемся некоторых конкретных пунктов закона с предложениями:
Статья 3. Основания для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
2. Физическое лицо вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси при условии заключения предусмотренного статьей 20 настоящего Федерального закона договора со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно этой статье, самозанятый осуществляет деятельность ТОЛЬКО при условии наличия договора с СЗТ.
Причем нет запрета брать заказы «от борта». Есть только обязанность заключить договор.
Получается, что наличие договора – пропуск в деятельность по перевозке легковым такси.
Таким образом физическое лицо является заложником службы заказа такси, ведь именно она решает быть договору или нет.
Предлагается этот пункт отменить! Также отменить пункт 5 части 1 статьи 8.
Государство должно принимать решение о выдачи разрешения и аннулировании его, а не СЗТ!
Статья 19. Требования, предъявляемые к службе заказа легкового такси
3. Служба заказа легкового такси при осуществлении своей деятельности обязана:
17) обеспечивать мониторинг соблюдения установленных законодательством Российской Федерации норм времени управления легковым такси, рабочего времени и времени отдыха водителя легкового такси посредством программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения. Для обеспечения исполнения указанной обязанности служба заказа легкового такси получает от перевозчика или водителя, являющегося работником данного перевозчика, информацию о начале и об окончании осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси (не позднее начала осуществления такой перевозки), а также информацию о времени обязательного отдыха (при фактическом начале отдыха). В случае, если водителем легкового такси является физическое лицо, порядок мониторинга службой заказа легкового такси соблюдения норм времени управления транспортным средством определяется договором службы заказа легкового такси с перевозчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если СЗТ привлекает перевозчиков физических лиц, то она должна обеспечивать не мониторинг режима, а соблюдение режима работы и отдыха и нести ответственность за несоблюдение и последствия, которые наступили вследствие такого несоблюдения. В законе многое сказано и многое привязано к региональным и федеральным информационным системам, а в пункте о мониторинге способ этого мониторинга определяется только договором. То есть в теории, поработав с одной СЗТ, выработав разрешенное рабочее время, водитель сможет переключиться на другую СЗТ и продолжить работать.
Предлагается: переформулировать данный пункт: СЗТ обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха. Мониторинг осуществляется с помощью региональных или федеральных информационных систем.
Статья 24. Тарифы на перевозку легковым такси
4. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или
Севастополя либо граничащего с ним субъекта Российской Федерации, с высшим исполнительным органом государственной власти которого заключено соглашение, предусмотренное частью 6 статьи 3 настоящего Федерального закона, может быть установлен минимальный размер тарифа на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Порядок расчета размера такого тарифа определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными нормативным правовым актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В пояснительной записке сказано, что для обеспечения достойных заработков, водителям приходится перерабатывать (что, кстати противоречит стремлению привлекать водителей для «подработки» и является взаимоисключающими мотивациями этого закона, описанными в этой записке), что влияет на безопасность перевозок, в связи с этим, эти субъекты могут устанавливать минимальный тариф. А остальные что? Пусть дальше перерабатывают?
Предлагается: таким правом установления минимальной планки тарифа, наделить все субъекты РФ.
Статья 26. Особенности организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе
В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения, оптимизации нагрузки на улично-дорожную сеть законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо граничащего с ним субъекта Российской Федерации, с высшим исполнительным органом государственной власти которого заключено соглашение, предусмотренное частью 6 статьи 3 настоящего Федерального закона, исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами транспорта общего пользования и развития улично-дорожной сети может устанавливаться максимальное количество легковых такси, используемых перевозчиками на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в соответствии с методикой, утвержденной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Предлагается наделить все субъекты РФ правом ограничивать количество выданных разрешений. А также приостанавливать аттестацию перевозчиков в случаях, если нет свободных разрешений.
Статья 29. Ответственность перевозчиков легковым такси, служб заказа легкового такси, сторон договора об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
1. Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный при перевозке легковым такси жизни, здоровью, имуществу пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Служба заказа легкового такси при передаче заказа легкового такси (обеспечении доступа к информации о заказе легкового такси):
1) несет солидарную ответственность с лицом, которому не было предоставлено разрешение или действие разрешения которого аннулировано (приостановлено), за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажира при перевозке легковым такси (за исключением случая, если служба заказа легкового такси направила в уполномоченный орган в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, уведомление об отсутствии технической возможности получения сведений об изменениях, внесенных уполномоченным органом в региональный реестр перевозчиков легковым такси и (или) региональный реестр легковых такси, и уполномоченный орган не передал эти сведения в службу заказа легкового такси иным возможным способом ранее чем за сутки до дня, в который был причинен вред), в отношении легкового такси, при перевозке которым был причинен указанный вред;
2) несет полную ответственность перед пассажиром за вред, причиненный его жизни, здоровью, имуществу при перевозке легковым такси, в случае, если фрахтователь не был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика либо был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика и в реестре легковых такси отсутствуют сведения о транспортном средстве, использованном для перевозки, или в реестре перевозчиков легковым такси отсутствуют сведения о праве перевозчика использовать в качестве легкового такси такое транспортное средство;
3) несет солидарную ответственность с перевозчиком, являющимся физическим лицом, перед пассажиром за вред, причиненный его жизни, здоровью, имуществу при перевозке легковым такси, в части возмещения реального ущерба, не покрытого страховым возмещением, выплаченным в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
4) несет ответственность за передачу водителю легкового такси заказа в случае нарушения обязанности, установленной пунктом 3 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
3. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, служба заказа легкового такси вправе в дальнейшем в полном объеме взыскать сумму, выплаченную за причинение указанного вреда, с лица, причинившего вред. В случае наличия вины службы заказа легкового такси доля, которая может быть взыскана с лица, причинившего вред, определяется в судебном порядке.
4. В соответствии с договором об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси исполнитель несет солидарную с заказчиком и службой заказа легкового такси ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозке легковым такси, в случаях, если такой вред был причинен по причине неисполнения заказчиком своих обязанностей, установленных пунктом 4 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Вот он:
4) обеспечивать представление заказчиком в уполномоченный орган либо в региональную или муниципальную информационную систему легковых такси, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, уведомления о предоставлении заказчику в пользование легкового такси, сведения о котором внесены в региональный реестр легковых такси, до начала осуществления заказчиком перевозки пассажиров и багажа легковым такси, а также о сроке такого предоставления. Порядок представления и учета такого уведомления устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
Всю ответственность несет перевозчик. Служба заказа такси несет полную ответственность только если не уведомил фрахтователя о наименовании перевозчика, либо уведомил, но автомобиль перевозчик не имеет права использовать.
Во всех остальных случаях несет ответственность перевозчик, СЗТ может взыскать с перевозчика все средства, выплаченные ей за вред. Арендодатель несет ответственность за вред только если вред наступил вследствие неисполнения пункта 4 части 1 статьи 13.
Какой вред можно нанести вследствие необеспечения перевозчику предоставления сведений?
Предлагается:
-Добавить ответственность СЗТ, если ущерб нанесен в следствии или в момент нарушения перевозчиком, который является физическим лицом, режима труда и отдыха при работе с СЗТ.
-Добавить ответственность СЗТ и Исполнителя, в случае если вред нанесен перевозчиком, который является физическим лицом, но не соответствует требованиям, предъявляемым к перевозчикам и водителям такси (в т.ч. зависимости, психические заболевания и так далее).
-Добавить ответственность исполнителя по договору об обеспечении деятельности по перевозке пассажиров (из статьи 13), одним словом - арендодателя, в случае, если вред нанесен вследствие ненадлежащего им исполнения договора (технический осмотр, медицинский осмотр, техническое состояние предоставленного перевозчику автомобиля).
А также нами предлагается прописать статью, в которой будут прописаны обязанности и запреты действий СЗТ по отношению к перевозчикам-физическим лицам, ИП и другим.
1. Обеспечение минимального гарантированного дохода перевозчикам, которые являются физическими лицами.
2. Запрет на предоставление разных «приоритетов» и других механик неравномерной раздачи заказов всем перевозчикам. Раздача заказа должна быть максимально удобной для пассажира, зависеть от времени подачи, все перевозчики должны быть в равных условиях.
3. Обязать СЗТ производить расчет о необходимости подключения к данной СЗТ новых водителей в регионе, и в случае, если предложение превышает спрос, прекратить подключение неаттестованных государством перевозчиков.
4. Обязать СЗТ гарантировать заработок перевозчиков, которые являются физическими лицами, по заказам, которые переданы им данной СЗТ, в том числе стоимость подачи, независимо от типа оплаты и факта оплаты заказа пассажиром.
5. Обязать СЗТ заключать договора (подключать) и запретить их расторгать (отключать, банить, блокировать) со всеми перевозчиками, которые прошли государственную аттестацию, вкратце указанную в статье 12.
6. Прописать условия, при которых и только при которых СЗТ имеет право расторгнуть или приостановить договор (отключить, забанить, заблокировать, приостановить доступ). Добавить необходимость документального подтверждения таких условий.
Таким образом, на данный момент, вместо социальных гарантий для водителей и безопасности для пассажиров, мы получаем на рынке самозанятых граждан, которые
1) Не имеют гарантий заработка: СЗТ никак не ограничена в подключении новых и новых водителей для реализации своих интересов.
2) Полностью зависят от СЗТ. Взаимоотношения водителей и СЗТ не прописаны совсем. СЗТ, если захочет, лишит работы такого замозанятого без каких-либо оснований. СМЗ – это просто заложник СЗТ в таких условиях.
3) Не имеют никаких социальных гарантий. Конституция РФ, Статья 7. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается …
4) Несут ПОЛНУЮ ответственность за деятельность такси, взамен бизнеса, который должен был это делать раньше и мог это делать!
Кроме того, режим НПД - это всё-таки эксперимент. Да, мы понимаем, удачный, но все же. Если вдруг сложатся так звёзды, что этот режим не подходит для такси, что же, придётся бежать опять менять закон.
Почему сложилось впечатление, что необходимо менять текущий закон? Чего не хватило? Закон плохой?
На наш взгляд просто нужно совершать комплексные межведомственные проверки бизнеса, заставляя всех игроков играть по правилам. Мы – профессиональное сообщество водителей и других работников такси, могли бы помочь в составлении комплекса мероприятий, которые заставили бы легализовать деятельность всех участников рынка такси. Данный законопроект открывает ящик пандоры, заставляя работать физических лиц в интересах крупного бизнеса, размазывая ответственность среди этих самых физических лиц. Он никак не может устроить профессиональное сообщество. Он не спсобствует развитию бизнеса. А под видом желания дать подработать гражданам нашей страны, которые не хотят регистрировать ИП или открывать юридические лица, просто кидает их в неизвестность, так как права таких работников нигде не прописаны, взаимоотношения их с СЗТ непрозрачны и заработок их не гарантирован, но так как это будет самой простой формой сотрудничества, это не дает стимула развитию бизнеса в таксомоторной индустрии. Мы видим в этом законе только массу СМЗ, массу арендодателей, выгоду СЗТ и никакой безопасности пассажирам, выгоды государству и гарантий работникам.
Наше объединение водителей выступает против нового закона, написанного в таком виде. На наш взгляд, надо создать закон, в котором преимущества распределены между участниками рынка не столь однобоко. Закон, который будет способствовать развитию ответственного бизнеса в нашей сфере и улучшение имиджа всех участников рынка. Это не говоря уже о безопасности, которой нужно уделить существенное внимание. Безопасности и пассажиров и водителей. Мы предложили конкретные изменения по каждой статье, хотя считаем, что проще переписать всё сначала, с учетом и сообщества непосредственных исполнителей.
Присоединяйтесь в чат
Такси Москва МСРТ
#такси #общественнаяпалата #госдума #законопроект #союзработниковтакси #законотакси2022