Напишу такую вещь, которая, возможно, не понравится сторонникам Иосифа Виссарионовича Сталина, но это правда: к моменту начала Советско-польской войны у этого человека был очень слабый боевой опыт. Да, нельзя забывать про великолепную оборону Царицына – населенного пункта, который позже стал именоваться в честь Иосифа Виссарионовича – Сталинградом. Но тем не менее. Сталин был не самым лучшим воякой среди советских людей. И все же его назначили в 1920 году политкомиссаром и членом Военсовета Юго-западного фронта.
Это, в принципе, объяснимо. Сталин был лидером в партии. Он имел вес, авторитет. Однако его же стали упрекать в поражении в Советско-польской войне. И делали это не кто-нибудь, а Владимир Ленин и Лев Троцкий, которые политического веса имели поболее, чем у Сталина.
Как так произошло?
Разногласия
Изначально, у Сталина и Ленина были разногласия по поводу того, как вести войну с поляками.
Владимир Ильич Ленин в 1920 году мечтал еще о Мировой революции, надеялся, что польские рабочие, как и немецкие, поднимут восстание, что пролетариат станет воевать против буржуев-угнетателей.
Если честно, удивительно, что Ульянов в России смог поднять простой народ против царя, дворян и прочих капиталистов.
Я в последнее время всё больше убеждаюсь, что народ – масса – это довольно инертная «субстанция», простите за такое слово, которую очень сложно раскачать. Миллионы живут скромно, терпят беззаконие, выходки чиновников, но терпят. Я сейчас не призываю к революции. Нет. Хватит с нас. Но явление интересное. Получить бы комментарий социолога по этому поводу. И мнение психолога тоже бы не помешало.
Так вот: Ленин еще грезил о Мировой революции, поэтому он считал, что советские войска должны обязательно взять Польшу. Причем Владимир Ильич полагал, что случится восстание, и тогда бойцам Красной Армии будет намного проще свергать прежнюю власть в Польше.
Иосиф Виссарионович Сталин не был настроен так оптимистично. Он не считал, что земли Польши должны стать советскими. Точнее, Сталин понимал, что Польша – это чужое государство, которое ввести в состав Советского Союза будет сложно.
Небольшая оговорка: я отдаю себе отчет в том, что СССР был официально создан только в 1922 году, но, чтобы не усложнять объяснения ситуации, которая сложилась в ходе конфликта с поляками, я использую применительно к 1920 году понятие «Советский Союз».
Так вот: Сталин полагал, что нужно выгнать врага с территорий Украины и Беларуси, и этого будет достаточно. Дальше можно заниматься внутренними вопросами.
Если Ленин полагал, что поляки поднимут восстание, то Сталин считал, что надеяться можно только на белорусов и украинцев.
Иосиф Виссарионович был человеком твердым и решительным. Поэтому он стал реализовывать задуманное.
Ход действий
Поначалу дела у Красной Армии шли настолько хорошо, что Феликса Дзержинского готовили, чтобы он приехал в Варшаву и возглавил там Временный революционный комитет страны.
Но подкачал Сталин. Задача у него была относительно простая: пройти через Брест и привести подкрепление Михаилу Тухачевскому, который находился под Варшавой и имел в своем распоряжении 240 тыс. человек.
Историк Михаил Александров считает, что Иосиф Виссарионович видел бесперспективность боев в Польше, поэтому решил не идти легкой дорогой через Брест, а повел войска через Львов. Рассуждая, видимо, так: возьмем главный город Галиции, а там с Польшей как получится.
Главком Красной Армии Сергей Каменев требовал передать поскорее Тухачевскому Первую конную армию. Однако Егоров со Сталиным на это никак не отреагировали. Первая конная нужна была Буденному во Львове.
Сталин просчитался. Львов взять не удалось. А поляки разбили Красную Армию на территории Польши.
Получается, что просчитались и Троцкий с Лениным. Впрочем, если бы Сталин с ними согласился, возможно, всё было бы иначе.
На 9-й партийной конференции обсуждали итоги войны. Ленин было хотел обвинить во всех неудачах Сталина. Но Иосиф Виссарионович стал обвинять Ивара Смилгу в неправильных решениях и действиях. И тогда Владимир Ильич заявил, что не стоит переходить на личности и обвинять в поражении кого-то конкретного.
Ирония судьбы
В 1939 году Сталин все же смог взять Польшу, договорившись с военным преступником Гитлером. Тогда Адольф еще не заявлял о том, что хочет покорить весь мир. И в целом его считали приличным человеком.
Но ирония не в этом. Те поляки, которые стали жить на территории СССР, спаслись от концлагерей. Иногда очень сложно заранее сказать, где жить будет лучше.