Найти тему
Сергей Дементьев

Символизм персонажей в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

В романе «Мастер и Маргарита» есть глава «Бал Сатаны» с описанием этого бала. Смею заверить читателя, никаких балов Сатана, Он же Люцифер, Он же Санат Кумара, в Шамбале не проводит. Там осуществляют Великие мистерии, например такие, как посвящения. Будда вместе с Христом проводит мистерии, связанные с некоторыми духовными праздниками, например праздником Весак. Каждые 100 лет проходят заседания Великого Совета, на которых рассматриваются и утверждаются Планы будущего развития человечества.

Известно исторически важное совещание, проходившее около 1500 года, на котором было решено усилить тягу человечества к интеграции, которая является, в сущности, ключевой нотой нашего вселенского порядка. На этом собрании была обозначена одна из проблем: умы и мозги мировой элиты оказались практически нечувствительны к воздействию Наставников человечества, Старших Братьев.

Решение было найдено в учреждении группы посредников-служителей, со временем организовавшейся как Новая Группа Мировых Служителей. То совещание положило начало конкретной специфической групповой работе по чётко намеченным направлениям, что и привело к созданию четырёх – культурной, политической, религиозной и научной – групп, причём каждая должна была выражать истину с определённой точки зрения и раскрывать определённый аспект знания реальности.

Первыми взялись за работу культурная и политическая группы. Результат активной деятельности одной выразился в возникновении эпохи Ренессанса, другая привела к политической реорганизации всей Европы, Америки и Великобритании, да и, пожалуй, всего мира.

В чём прав Булгаков, так это в том, что подобные балы всё же проводятся, но это балы Самого Царя Мира в Агартхи. Я добавлю, что подобные «мистерии» случаются, они действительно реально происходят. По крайней мере в Агартхи. Однако почему Воланду понадобилось проводить бал в Москве? Символизм этого указывает на то, что Россия становится центром событий для всего мира, включая и инфернальный. Однако следует обратить внимание, что Мастер не принимал участие на этом балу.

Маргарита, не только участвовала на том балу, но и была на нём царицей. Для Воланда Маргарита – символ Жителя Порога Российской нации – наиболее близкий по духу персонаж потому, что обладает максимальным сходством. Воланд – Он представитель Духа Земли. Об этом более подробно читайте в предыдущей публикации «Зачем Воланд появился в Москве?»

Булгаков, сам того не подозревая, описал недалёкое будущее России, в котором изобразил приход будущего Воланда… в женском образе. Кстати, в июне 2019 года в Москве, в МХТ, прошла премьера «Мастера и Маргариты», в котором Ингеборга Дапкунайте сыграла роль Воланда. Как вам это?..

В образе мастера Булгаков нарисовал портрет российской интеллигенции, на которую и будет возложена задача нести в мир откровение новой культуры, непременно возникающей под влиянием стремительно надвигающейся новой эпохи Водолея.

Это будет совсем неведомая ещё человечеству культура, которая даст человечеству новое откровение – откровение Воли Бога. Уходящая эпоха Рыб на протяжении двух тысяч лет несла в человечество откровение Божественной любви. К сожалению, в полной мере никто её так и не смог выразить, кроме Христа.

Тот цикл завершён. Человечество при всём своём желании не может продлить уходящий звёздный ритм. Вспомним, как евреи ну никак не желали входить в эпоху Овна, которая должна была сменить привычный образ жизни эпохи Тельца. Только лишь обретённое от Духа Земли (на горе Синай) воля-могущество помогла Моисею подчинить себе евреев. Много было истреблено тогда в еврейском роду тех, кто отказался следовать воле пророка. Разрушительная сила магии Духа Земли, которой обладал Моисей, не позволила тогда евреям повернуть вспять, в эпоху Тельца.

Две тысячи лет назад среди евреев не нашлось пророка, подобного Моисею. Зато был Иисус, кто своей «Нагорной проповедью» открыл человечеству новую эпоху Рыб. Иисусу не была дана разрушительная сила, подобная той, которая была у Моисея. Иначе он бы тогда показал евреям «как надо любить».

И Понтий Пилат, и Каифа, и прочий люд стояли бы тогда по струнке и заучивали бы наизусть слова «Нагорной проповеди». Вот так всё просто. Дух Земли мог бы это сотворить. Легко! Ведь сотворил же он кару в отношении Египта, когда фараон отказался подчиниться и освободить евреев. Но тогда фараон не подчинился Закону и Плану Творца. Дух Земли всего лишь помогал восстановить Божественную справедливость.

В случае с Иисусом не было такого закона – «любить по-божески». Тогда впервые через Иисуса человечеству был продемонстрирован Божественный принцип любви. И было бы незаконно потребовать от людей мгновенно принять этот неведомый Божественный принцип любви и к тому же продемонстрировать эту любовь через отношение к евреям. Человечество уж точно было ещё не готово. Евреи были готовы, но отказались признавать Иисуса мессией, хотя он и демонстрировал им магическое искусство, полученное от Духа Земли.

К сожалению, евреи были настолько закристаллизованы в сознании Ветхого Завета, что готовы были подчиниться (а значит, признать) тому, кто бы смог продемонстрировать такое могущество, каким обладал Моисей, да и ещё хорошо бы с такими же жертвами, как тогда, после сошествия его с горы Синай.

Нет, Иисусу не было позволено «железной рукой насаждать любовь». Он это понял тогда, в Гефсиманском саду. Понял и пришёл в смятение. Нет, он не испугался предстоящей казни через распятие. Для адепта это не является серьёзным испытанием. Адепт обеспокоен не столько заботой о телесном страдании, но чем-то высшим.

Иисус понял, что его групповая миссия провалилась. И хотя не по его вине, ему от этого не легче. Он осознал, что евреи отказались признавать его мессией, что они так и остаются в эпохе Овна и не перейдут в эпоху Рыб. Они по-прежнему будут жить по Моисеевым заветам. Как следствие, возникнет кармическое воздаяние. Иисус был в еврейском теле, и эта карма автоматически распространится и на него.

Сегодня такое же время смены эпох. Наступившая уже эпоха Водолея несёт в человечество не любовь Бога, а Его Волю. Сменяются традиции. На смену уходящей культуре идёт новая, ещё неведомая культура, несущая в себе семена неведомого человечеству принципа – «принципа, побуждающего целеустремлённость». Человечеству будет дана новая религия, через новое откровение. Новая культура придёт через Россию. Проводником новой приходящей культуры станет интеллигенция. Вот почему Булгаков акцентирует внимание на интеллигенции, символически выведенной в образе Мастера.

В романе Булгаков отправляет Мастера на покой как не прошедшего испытания. Его мозг не выдержал соприкосновения с «миром огненным» и защитился с помощью «шизофрении». Первые признаки включения мозгом собственной защиты – возникшие страхи у мастера. Воланд, конечно же, инициировал испытания Мастера и наблюдал за ним. Для этого Он создал ситуацию (надеюсь, это ни у кого не вызовет противоречия), чтобы Мастер выиграл 100 тысяч рублей и, получив таким образом экономическую свободу, приступил к написанию своего романа о Понтии Пилате.

Итог оказался неутешительным для испытуемого… диагноз «шизофрения». Не выдержал именно физический мозг плотной оболочки тела. А вот двойник Мастера (его воплощённая душа) от контакта с представителями демонической иерархии не пострадал. Но этого мало. Духу Земли для работы нужны именно надёжные мозги. Он и сегодня наблюдает за Российской нацией, пытаясь зафиксировать степень её готовности.

Обратите внимание: на покой Мастера отправляет Воланд, а просит Его это сделать Тот, Кто символизирует в романе образ Христа. Мастер ещё не готов пройти через мир огненный в царство небесное, а Тот, Кто в образе Христа, не может его принять, но и не может отправить Мастера на покой, потому что не обладает полномочиями. Это может сделать только Царь Мира. Покой Мастера – это не вечное забвение. Нахлынет следующая волна эволюционного цикла, и непременно Мастер тогда вновь будет востребован. Как известно, за одного битого двух небитых дают.

Итак: в романе символически продемонстрирована неготовность российской интеллигенции исполнить роль мессии для человечества. С тех пор сменилось не одно поколение, и вот сегодня вновь идёт смотр Российской нации на пригодность поучаствовать в Планах Творца. Российской интеллигенции было дано задание продемонстрировать понимание роли культуры в развитии человечества, и Министерство культуры включилось в эту работу. И что?.. Весь пафос ушёл на обсуждение проблемы «Россия – это уже Европа или ещё нет?»

«Культуру – в высшем смысле этого слова – следует воспринимать как духовное воздействие, манифестацию Духа, осознанное человечеством как Воля Бога, направленную на достижение Его Цели. Культура и цивилизация – два полюса, аналогичные фундаментальной двойственности: дух и материя».

Я полагаю, вот в каком контексте следовало бы вести дискуссию о российской культуре или о культуре вообще.

От российской интеллигенции сегодня требуется широкое мышление в рамках всего человечества и глубокое понимание метафизики происходящих процессов на планете, новый взгляд на КАРТИНУ МИРА. Нужен философский подход обоснования культурной политики.

Михаил Афанасьевич Булгаков своим романом «Мастер и Маргарита» предостерегал российскую интеллигенцию, что за ней наблюдает Дух Земли. Что российская интеллигенция должна-таки быть готова – когда придёт время (а оно уже наступает на пятки) – не только мобилизовать все свои усилия, чтобы участвовать в Планах Творца, но и быть способной проводить Его Волю.

Дух Земли ещё раз попытается испытать россиян с целью проверки нации, а значит, Он снова явится через некоего представителя. В каком теле Он предстанет? Неизвестно. Но только не Воландом – это уже отживший персонаж. Дух Земли не станет дважды использовать одну и ту же форму для собственного самовыражения.

...Так что будьте готовы распознать и принять Того, Кто Грядёт.

В завершение

Задача российской интеллигенции – перестать быть похожей на образ булгаковского Мастера, который только и смог что заслужить себе покой, не более того. Потому что не выразил ВОЛЮ, потому что не был готов, потому что смог выразить только развитый интеллект и чувственную любовь. Божественна Любовь, которую выражает Ангел Присутствия, символически представленная в романе в образе Иешуа, сокрыта в тени Понтия Пилата.

Проблема эволюции человека и человечества через преодоление наваждений скрупулёзно, в художественных образах описана М. Булгаковым в его эпохальном романе «Мастер и Маргарита». Образ Мастера в романе символизирует интеллигенцию, через которую проявляется Российская Душа, а Маргарита – Жителя Порога Российской нации. Но Житель Порога обусловлен майей – одним из четырёх фундаментальных наваждений, проявляющихся на физическом плане, но и несущем вдохновение. Именно вдохновение дала Маргарита Мастеру, чтобы завершить роман о Понтии Пилате, но она же окутала Мастера пеленой наваждений и лишила тем самым чувства здравого смысла.

Согласно метафизике Душа человеческая и Житель Порога имеют своей целью осуществить слияние с Ангелом Присутствия, который в романе представлен Иешуа. Обратите внимание, что в «Мастере и Маргарите» как бы вложен второй роман, повествующий о Понтии Пилате, хотя главное действующее лицо – именно Иешуа.

Булгаковский Мастер задумал роман вовсе не о Понтии Пилате, как он утверждал, на самом деле за тенью Пилата проглядывает истинная цель – к которой устремляется Мастер, – Иешуа, символ Христа (но не Сам Христос), или Ангел Присутствия, она же Душа Божественная в человеке. Главный герой романа «Мастер и Маргарита» – Воланд, но мы также должны принять ещё трёх важных персонажей – Маргариту, Мастера и Иешуа, – символизирующих три души в человеке (животную, человеческую и Божественную), метафизическое строение которого я описал ЗДЕСЬ (см. на схеме там же)

Однако почему Ма́стера как выражение Души человеческой не прельщает символ Ангела Присутствия? Потому что он его не распознаёт …пока ещё. Смотрите, Мастер пишет роман о Понтии Пилате, в котором Иешуа как бы на втором плане. А ведь именно распознавание Христа и отклик на Его Присутствие должно было бы побудить Ангела вместе с Жителем Порога осуществить слияние с Ангелом Присутствия и тем самым завершить человеческую эволюцию.

Да, мы знаем о Его существовании: «Христос в вас упование славы», – когда-то сказал Апостол Павел. Однако знания здесь недостаточно. Мастер же знал и верил в существование Иешуа, но ведь это не Христос, и это очень важное заявление. Мастер не смог разглядеть Христа, стоящего за образом Иешуа. Может быть, потому что был не готов? Хороший вопрос.

Из метафизики мы узнаём, что Христос выражал себя через личность Иисуса. Но кто сегодня изучает метафизику? Вопрос риторический. Вполне возможно, что Мастер верил в существование Христа, но он не знал Его, поэтому и вывел в своём романе про Понтия Пилата образ Иешуа как выражение личности именно Иисуса. Мастер ничего не знал о существовании Божественной Души у человека (на что указывал апостол Павел), поэтому и не ведал о существовании Ангела Присутствия.

Но вот смотрите: Маргарита – символ национального Жителя Порога – приводит Мастера к Воланду, который быстро знакомится с романом, написанным Мастером, но впоследствии сожжённым. «Рукописи не горят», – молвил Воланд, и вот она в Его руках. Вот так же, когда-то (примерно 2 тыс. лет назад) Дух Земли встречался с Иисусом. На протяжении 40 дней там, в пустыне, Он обучал того искусству магии, производил трансформацию проводников трёх тел Иисуса. Тем самым подготавливая Его к встрече с Тем, кто уже готов был Его осенять, – Христом.

Душа Иисуса к тому времени достигла той стадии эволюции, когда Ангел Присутствия уже распознаётся. Дух Земли в образе Сатаны занимался подготовкой мозгов Иисуса к восприятию «Мира Огненного». В романе Булгакова человеческая Душа Мастера тоже была готова к отклику на Ангела Присутствия, но оказалось, что у мастера есть проблема с осуществлением здравого суждения по причине неготовности мозга к восприятию инфернального мира. Отсюда – шизофрения.

Когда Христос не смог появиться на Земле во второй половине ХХ века, хотя и был уже в пути, Он перефокусировал свой взор на Россию. Булгаков, изобразивший в своём романе Мастера как символ российской интеллигенции, констатировал, что на тот период времени российская интеллигенция не была готова к отклику на Ангела Присутствия, Российскую национальную Душу, как символ Христа. По сути, Булгаков поставил диагноз шизофрении всей российской интеллигенции того времени в лице булгаковского Мастера.

Так вот, Воланд ещё раз посетит Россию, и уже совсем скоро. Значит, российской интеллигенции ещё раз будет дан шанс продемонстрировать собственную готовность. Теперь персонификация Духа Земли примет женский образ.

«Российская интеллигенция – это мозг нации», и она должна производить идеи и бороться за смыслы, ДОЛЖНА формировать будущее нации. Таким образом:

интеллигенция должна будет стать приводными ремнями между высшими идеями и повседневной мотивацией – процесс, который передаёт вечное движение мысли от Творца к человечеству, а значит, осуществляется Его ВОЛЯ на Земле.

Проблема интеллигенции в том, что она полностью отказалась от метафизики как науки о первичных смыслах бытия. Как следствие, она перестала понимать суть происходящих явлений в мире.

Водители человечества обратились ко всем служителям мира, и в первую очередь к интеллигенции, с напутствием необходимости теоретически признать Пять Сил Творца на планете, которыми управляется человечество. Подробно об этих силах изложено в «КАРТИНЕ МИРА».

В противном случае российскую интеллигенцию ожидает – нет, не шизофрения, но нечто худшее – её ожидает забвение. Чтобы этого избежать, необходимо подготовить мозги – она ведь стремится стать мозгом нации! Для этого следует раздвигать горизонт видения, мыслить по-новому, а сделать это можно, постигая науку метафизику.

#мастер и маргарита #воланд #булгаков #дух земли

Денежный перевод Сергею