Трудно ожидать, что активизация сотрудничества с новыми партнерами решит те проблемы, которые возникли в российской и, в частности, в нижегородской экономике в результате ухода многих западных компаний и отъезда большого числа квалифицированных людей, в том числе многих «айтишников».
Рынок труда неотъемлем от остальной экономики и спрос на труд тех или иных специалистов предъявляет сама экономика. Если в стране происходит деградация, архаизация, переход на менее наукоемкие технологии, то на рынке труда снижается спрос на людей, обладающих высокими компетенциями, глубокими познаниями, серьезной теоретической и практической подготовкой. А вырастет спрос на не очень квалифицированных людей, умеющих решать более примитивные задачи.
И мы видим, что на нижегородском рынке труда велик спрос на низкоквалифицированный труд как в строительстве, так и в других отраслях. Но это отражение не только текущей ситуации, это печальная, но довольно долговременная тенденция, отмечающаяся в последние годы. Служба занятости в основном предлагает низкооплачиваемую низкоквалифицированную работу.
Проблема в том, что экономика не генерирует рабочих мест, требующих высокую квалификацию.
Если от нас уезжают мощные бренды, имеющие репутацию во всем мире, если на их место приходят производители более примитивной продукции, то становится более востребованным более примитивный, менее квалифицированный труд.
Неудивительно, что люди из стран менее развитых (не хочу никого обижать, но Уганда и Узбекистан, с которыми мы активизируем сотрудничество, это не самые развитые страны) могут использоваться, за небольшим исключением, только на малоквалифицированных работах.
Поэтому то, что происходящее на рынке труда это отражение того, что происходит и в экономике в целом. Если сегодняшняя тенденция будет продолжаться, то мы увидим снижение общей эффективности, общего уровня технологической оснащенности, то есть, регион будет двигаться не вперед, а назад. И на этом пути у нас, конечно же, найдутся помощники и союзники, которые помогут нам собирать автомобили без подушек безопасности, гидроусилителей руля, ABS и прочих вещей. Помогут создавать самолеты, которые летали еще полвека назад и которые сегодня неконкурентоспособны.
На этом пути мы будем искать и находить новых партнеров, новых союзников. Узбекистан, Уганда и Харцызск это не всё – мы найдем и других.
Российский бизнес чрезвычайно адаптивен и изворотлив. Это его доминирующее качество – хорошее качество, которое нас выручит: руководители предприятий найдут какие-то ходы-выходы, серые схемы, каналы поставок в обход санкций, пусть и с нарушенной логистикой и повышенными затратами. Производство не остановится, занятость населения сохранится.
Но надо отдавать себе отчет, что это будет выживание, а не развитие.
И те партнеры, которых мы сейчас приобретаем, помогут нам выживать. Развиваться они нам не помогут.
Александр Мазин, профессор НИУ РАНХиГС