Последний ЕГЭ-2021/2022 показал бессмысленность прогноза итоговых результатов. Случается, что ученик, имеющий уровень знаний ниже среднего на старте подготовки к испытанию, проходит его с высокими баллами от 70+. А ученик, с хорошей базой знаний, решающий уже на начальном этапе подготовки тесты без ошибок, сдаёт экзамен с показателями хуже, чем демонстрировал на мониторинге и на тренировочных занятиях. Что влияет на снижение баллов на ЕГЭ?
Одна из причин, на мой взгляд, самоуверенность ученика в своих знаниях, особенно в тех, в которых он никогда не ошибался при решении тестовых заданий, проверяющих, например, насколько компетентен выпускник в правописании слов. Повторив правила на уроках в школе поверхностно, не заучив их, понадеявшись на природную грамотность, не прибегнув к проверке орфограммы, согласно правилу написания, ученик обретает мнимую уверенность в себе. И при решении заданий с набором слов, грамматически сложных, заставляющих сомневаться в выборе написания, допускает ошибку и теряет балл.
Вторая причина - бесталантность сочинять. Не все мы писатели. Кто-то по своей натуре немногословен и молчалив, говорит коротко и не всегда ясно. Можно научить таких ребят находить проблему текста и формулировать её, придерживаться структуры сочинения, связывать предложения, следить за последовательностью мыслей, их логичностью. А вот научить точности и выразительности речи, не делать речевых ошибок, а иногда и грамматических, кажется, невозможно, даже постоянно тренируясь. Поэтому такие ученики набирают примерно от 16 баллов из максимальных 25 за письменную работу.
Третья причина - длительный перерыв в занятиях. Когда ученик пропускает уроки на 3-4 недели не только перед самим испытанием, но и в течение года, это серьёзно сказывается на успешной сдаче ЕГЭ. Учащийся расслабляется, тяжело собирается с мыслями на возобновляемых занятиях, теряет время на усовершенствование своих умений, особенно в предэкзаменационные дни, когда нужно отрабатывать недочёты и то, что забылось, в чëм ещё есть сомнения.
Надеюсь, на анализе подготовки моего ученика к ЕГЭ, вы поняли, почему можно набрать баллы, ниже ожидаемых. Хотите выше - учитесь на чужом опыте.