Вопросы власти традиционно занимают важное место в политической истории любой страны. Что есть власть? Какова ее природа? Какой человек может властвовать и каковы его функции по отношению к своим подданым? Почему тот или иной правитель имеет право на власть над конкретной территорией? Люди различных народов и эпох отвечают по разному на эти вопросы, не приходится сомневаться, что все они и сегодня своевременны, поскольку характеризуют собой вектор пути развития государств, природу и функции власти, а также принципы ее взаимодействия с обществом.
Русское государство прошло долгий путь развития начиная с момента своего возникновения во второй половине 9 века, включающий периоды расцвета, раздробленности, подчинения и борьбы против иноземного владычества, чтобы к началу XVI века на карте Европы появилось новое государство под названием «Россия».
Все это время русскими землями управляли представителя династия Рюриковичей – правители, называвшиеся князьями. Однако их власть не была неизменной. Менялось как само содержание власти, так и территория, на которую эта власть распространялась. Власть первых русских князей, по легенде добровольно призванных на княжение и впоследствии подчинивших себе земли восточнославянских союзов на пути из варяг в греки, во многом зависела от их дружин, а так же от мнения народного собрания – веча. После крещения Руси князем Владимиром Святославовичем в 988 г. концепция верховной княжеской власти, без сомнения сохраняя исконные славянские черты, существенно обогатилась за счет влияния восточного христианства, а также ветхозаветной традиции. Впоследствии, когда в династии Рюриковичей стали появляться обособленные княжеские ветви, за которыми закреплялись конкретные территории, обозначенное «землями», некогда единое государство, называемое историками Киевской Русью, уходит в прошлое, уступая место периоду раздробленности.
Во второй четверти XIII в. В результате монгольского нашествия, оказавшего значительное влияние на судьбы народов Восточной Европы, изменению подверглось как политическое, так и территориальное устройство русских земель. Центр политической жизни постепенно перемещается на северо-восток, политической, а затем и религиозной столицей Руси становится город Владимир. В то же время на протяжении второй половины XIII-первой половины XIVв. Южные и западные русские земли входят в состав других государств – Великого княжества Литовского и Королевства Польского.
В Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в XIII-XIV вв., оказавшейся в зависимости от Золотой Орды, политическая и территориальная структура подверглась интенсивному изменению. Переживший несколько монгольских разорений город Владимир постепенно утратил свою политическую роль, уступив место новым княжествам, которым в дальнейшем было суждено решить судьбу всего региона. Этот период, именуемый в исторической науке борьбой за объединение русских земель является отправной точкой данного исследования.
В начале XIVв. Московские князья, владеющие небольшим княжеством на р. Москве и ведущие свой род от младшего сына Александра Невского князя Даниила Александровича, заявляют свои претензии на владимирский стол, а спустя чуть более пяти десятилетий к 1389 г. под властью московских князей оказывается значительная часть Северо-Восточной Руси, а закрепление за ними титула великих князей Владимирских признают их политические соперники и сильнейшие державы региона. В дальнейшем на протяжении XV в. И в начале XVIв. Молодое московское государство подчинит себе все земли и княжества Северо-Восточной и Северо-Западной Руси, освободится от верховной власти ордынских ханов и даже начнет влиять на некоторые земли бывшей Золотой Орды, а его правитель предстанет в совершенно ином статусе – будет носить титул государя и именоваться царем, власть которого приобретет сакральные черты и частично распространится на церковь.
Политические события XIV – XVI в., в особенности те, которые связанны с возникновением государства, и их отражение в письменных памятниках XV – XVI вв. нельзя рассматривать отдельно от идеологии указанного периода. Объединение русских земель происходило не только силой оружия и дипломатии; политический процесс шел параллельно со всеобъемлющей идеологической работой, которую проводили московские книжники – представители образованного слоя средневековой Руси. Тем самым образованная элита Московской Руси вносила свой весомый вклад в дело создания и идейного оформления единого государства, которое в конце XV – XVI вв. заявило свое право на лидерство в восточно-христианском мире.