История одного стартапа.
Челябинский предприниматель Эдгар Хафизов выкупил сервис аренды капсульных кофемашин и полностью переделал концепцию.
Теперь кофемашины работают на блокчейне; пользователь платит не за аренду, а за выпитые чашки кофе; в виртуальной вселенной сервиса можно играть и получать бонусы, а бонусы приносят реальные товары и услуги.
Мы спросили у Эдгара, как пришла такая необычная идея. А узнать о ней все подробности и поучаствовать в крауд-кампании можно здесь.
— Расскажите пожалуйста, как пришла идея добавить блокчейн и бонусную систему на основе геймификации?
— У меня всегда было желание создавать игры. В далёком 2013-м я разработал настольную игру, и мы с командой сделали первую тестовую партию. Когда начали её тестировать, сразу стало понятно, что требуется много доработок, но денег на это уже не было. Кстати, уже в 2014-м году у меня была мысль запустить проект на Бумстартере. И я пошёл искать инвесторов на реализацию настольной игры. Год ушёл на поиски, переговоры, презентации.
На очередной встрече с потенциальными инвесторами мне предложили проявить себя в одном из их проектов, который требует развития — поручили вести проект по аренде капсульных кофемашин. Через полтора года я выкупил проект.
Но идея о создании игр никуда не ушла. Так благодаря развитию кофейного направления удалось набраться опыта в организации бизнеса, и теперь настало время следующего этапа — интеграции двух сфер, игровой и бизнеса.
Большинство из нас каждый день тратит время на мобильные игры, взамен получая только эмоции. А мы предлагаем тратить время более целесообразно — играть в игры в той экосистеме, услугами или продукцией которой пользуешься. От такой игры получаешь дополнительные выгоды.
Идея с применением блокчейна появилась в процессе обсуждения масштабирования проекта. Потенциальный инвестор задался вопросом: как он будет уверен, что на кофемашинах приготовлено именно столько чашек, сколько отображается в системе, не было ли произведено умышленных корректировок?
С помощью блокчейна вопрос решается просто: все сеансы фиксируются, и любые изменения в цепочку данных можно будет проследить. Но этот момент учёта больше важен для инвесторов. Для пользователей же блокчейн послужит залогом прозрачности начисления бонусов за приготовленные порции.
— Как вы поняли, что эта идея откликнулась аудитории, которая арендует кофемашины для домашних нужд?
— Те, кто арендовал у нас капсульные кофемашины, закупали капсулы по 34 рубля за штуку. А тут мы им предложили зерновую кофемашину, да ещё и по 19 рублей за порцию. Разумеется, откликнулись на ура.
Впервые вариант порционной аренды через схему онлайн-оплаты мы предложили ещё в июле 2020-го года. За первые две недели установили сразу 7 кофемашин новым клиентам, а в течение месяца 10 кофемашин модернизировали для действующих клиентов.
Но вскоре мы столкнулись с проблемой в программном обеспечении (прошивке). Пришлось временно свернуть предложение порционной аренды и продолжать работать по старой классической схеме: под выкуп кофе.
Те, кто попробовал этот интересный вариант с оплатой за порцию, видимо, поделились этой новостью со знакомыми. Потому что под конец года люди стали чаще обращаться за арендой кофемашины для дома и запрашивали именно порционный способ оплаты. Опросы не проводили, им мы не очень доверяем.
Проводить опросы — это как спрашивать у любимой «вот скажи, если я, например, тебе предложу выйти за меня, то ты согласишься?». В нашем понимании, лучше что-то предложить сразу пользователям, клиентам и смотреть на реакцию, а уже потом уже можно и поспрашивать у них что-нибудь.
— К сожалению, авторы даже очень крутых идей сталкиваются с барьерами в сознании потенциальных клиентов: когда люди не доверяют или не хотят пробовать новое, даже если это очевидно выгодно. Расскажите пожалуйста, как вы решали эту проблему?
— На самом деле, барьеров-то никаких нет. У нас у всех есть устоявшиеся модели поведения, привычки, вкусовые предпочтения. Единственный способ продвигать что-то новое — предложить пользоваться этим самым новым. Вот мы и предложили новую схему аренды в июле 2020 года той узкой аудитории, которая ищет аренду кофемашин в поисковиках в интернете.
Поскольку модернизация кофемашин для новой схемы аренды обходится недёшево, то мы не стали сразу повсеместно предлагать этот вариант аренды. Поэтапно оснащали свой парк кофемашин, вместе с этим вносили правки в прошивку и на сайте, в системе управления. Рекламу никакую не давали. Всё начиналось с существующих клиентов, ну и 7 новеньких, что присоединились в июле 2020 года.
Этот вариант аренды прозрачный, понятный и удобный: вы видите в режиме реального времени, сколько было приготовлено чашек кофе на оборудовании и оплачиваете только тот объём напитков, который вам необходимо приготовить.
Для точек продаж — это контроль сотрудников и расхода сырья, а для домашних пользователей — прежде всего выгода по цене в сравнении с капсульным кофе. Плюс нет лишних рамок по выбор количеству кофе.
Как мы видим на примере Бумстартера, активность идёт от тех, кто уже пользуется или пользовался услугами аренды кофемашин, кто понимает эту модель взаимодействия и видит для себя в ней определённые удобства и выгоды.