Найти в Дзене
#Историограф🔎

Кто был автором первой русской летописи и как она называется?

Оглавление

Летописание считалось богоугодным, душеполезным делом.

Потому не только частные лица записывали для себя на память, иногда в виде отрывочных заметок на рукописях, отдельные события, совершавшиеся в отечестве, но и при отдельных учреждениях, церквах и особенно монастырях велись на общую пользу погодные записи достопамятных происшествий. Сверх таких частных и церковных записок велись при княжеских дворах и летописи официальные.

С образованием Московского государства официальная летопись при государевом дворе получает особенно широкое развитие.

Летописи велись преимущественно духовными лицами, епископами, простыми монахами, священниками, официальную московскую летопись вели приказные дьяки. Рядом с событиями, важными для всей земли, летописцы заносили в свои записи преимущественно дела своего края.

-2

С течением времени под руками древнерусских книжников накоплялся значительный запас частных и официальных местных записей. Эти записи собирали, сводили их в сплошной погодный рассказ о всей земле, к которому и со своей стороны прибавляли описание нескольких дальнейших лет.

Так слагались вторичные летописи или общерусские летописные своды, составленные последующими летописцами из записей древних, первичных.

Лицевой летописный свод XVI век
Лицевой летописный свод XVI век

При дальнейшей переписке эти сводные летописи сокращались или расширялись, пополняясь новыми известиями и вставками целых сказаний об отдельных событиях, и летопись получала вид систематического летописного сборника разнообразного материала.

Первичные записи, ведённые в разных местах нашего отечества, почти все погибли; но уцелели составленные из них летописные своды.

Эти своды составлялись также в разные времена и в разных местах. Если соединить их в один цельный общий свод, то получим почти непрерывный погодный рассказ о событиях в нашем отечестве.

Летописный Лицевой свод - самое крупное летописно-хронологическое произведение средневековой Руси. Летописны свод создавался по заказу Ивана IV Васильевича. Изложение исторического процесса соответствовало целям укрепления власти царя, представления Руси как наследницы древних монархий и оплота православия.

Каждая страница украшена миниатюрой.

Нестор и "Повесть временных лет"

Кто был этот летописец?

Уже в начале XIII столетия существовало предание в Киево-Печерском монастыре, что это был инок того же монастыря Нестор. Об этом Несторе, «иже написа летописец», упоминает в своём послании к архимандриту Акиндину (1224 - 1231) монах того же монастыря Поликарп, писавший в начале XIII столетия.

На Руси не принято было называть имя автора летописи, а уж тем более сообщать какие-либо сведения о нем — нескромно это для священнослужителя. Тем не менее из более поздних документов исследователи узнали, что над произведением, которое дошло до нас под названием «Повесть временных лет», Нестор все-таки работал.

-4

Вокруг Повести временных лет, ведутся споры по многим вопросам: авторство, время и место составления, источники, первоначальный вид, достоверность сведений. Основная проблема – в какой степени информация может быть использована при исследовании начального этапа истории России.
М.П. Погодин "О достоверности Начальной летописи"

Повесть временных лет ( Начальная летопись)- древнейший из дошедших до нас летописных сводов.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» И ЕЕ РЕДАКЦИИ

В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет - пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.

После вступления на престол князя Владимира Мономаха в 1116 г. монахом Сильвестром и в 1117-1118 гг. неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет.

До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя.

В составе Начальной летописи древние Лаврентьевский или Ипатьевский её список.

Лаврентьевский список - самый древний из сохранившихся списков общерусской летописи. Он писан в 1377 г. «худым, недостойным и многогрешным рабом божиим мнихом Лаврентием» для князя суздальского Димитрия Константиновича, тестя Димитрия Донского, и хранился потом в Рождественском монастыре в городе Владимире на Клязьме.

Другой список, Ипатьевский, писан в конце XIV или в начале XV столетия и найден в костромском Ипатьевском монастыре, от чего и получил своё название.