Сидит на лавочке моя соседка Антонина Ивановна и плачет. Я к ней:
- Что случилось? Что стряслось?
- Дочка приезжала а а а ...
- И ...? Что-то у Тани случилось?
- Нет. Что с ней сделается. Приехала, нет чтобы пожалеть мать, поговорить, помочь. Отчитала меня как девчонку сопливую. Накричала на меня с тем и уехала. А мне обидно, чай сердце не каменное.
И опять слёзы в три ручья. Жалко любую женщину, но особенно пожилую. Но и не представляю Таню, кричащую на мать.
- Антонина Ивановна, а чем дочка то недовольная?
- Разозлилась, что я деньги потратила на лекарство. А я чай не молодая, всё болит, хоть немного подлечиться решила, поддержать здоровье надумала. И ведь не прошу ни копейки на лекарство, да и попросишь не даст. Вот что она мои деньги жалеет и считает?
- Как же так. Они с мужем не плохо живут, я имею ввиду материально. Одна машина чего стоит. Да и шубы часто меняет . И для матери жалеет деньги на лекарство?
- Вот вот, а для матери жалко денег на лекарство. Принесла мне какие-то дешёвые таблетки и хочет меня ими вылечить.
- Да уж, не ожидала от Татьяны такого отношения к матери. Такая приветливая, добродушная, не один год мы знакомы.
- Это она с людями добренькая, а с ро́дной матерью как злыдня. Все учит и учит: как жить, что есть, как лечиться, будто я дура какая-то. Прямо сердце щемит. У меня ведь сердечко то больное. Его жалеть надо, а я всё плачу и плачу.
- Антонина Ивановна, не переживайте так. Дочери скажите, что сами способны своими деньгами распоряжаться. Это ваша жизнь- вам и решать.
- Да я ей говорю, что не твои деньги трачу, не тебе их и считать.
Немного поговорили, вернее говорила Антонина Ивановна, а я слушала да как китайский болванчик головой кивала. Вроде успокоилась женщина, резко перешла на другую тему, стала улыбаться, как будто и не было жалоб на дочь. Я ушла домой.
Через несколько дней я встретилась с Татьяной, она выходила из квартиры матери. Я поздоровалась, она мне ответила, смотрю глаза на мокром месте. Мы вышли из дома, меня распирало поговорить с Таней, что же она так со своей мамой поступает. Но вовремя удержалась, кто я такая, чтобы лезть в чужую жизнь, учить уму разуму.
Татьяна сама заговорила первой:
- Не могу больше так, как пообщаюсь с мамой, несколько дней на валерьянки. Муж говорит: "Будь с ней жёстче, посидит месяц до следующей пенсии на макаронах поумнеет." Опять отчубучила, опять лекарство купила.
- Так надо же как-то здоровье поддерживать. У неё же сердце больное.
- Какое сердце! Это у меня скоро сердце не выдержит. Сначала я поверила её жалобам. Повела на ЭКГ, на эхокардиографию, с результатами к кардиологу. Чтобы побыстрее все платно. Доктор говорит, что всё в норме согласно возраста. Мама опять своё, болит и точка. Холтер сделали, и эти результаты нормальные. Повела к неврологу. Заключение: остеохондроз, от него и боли в области грудной клетки. Выписали лекарства, чтобы снять мышечный спазм, нестероидные препараты, витамины группы В, витамин D. Всё купила, принесла ей. Нет же:" Эти пить не буду, у меня сердце болит, а они мне про спину". И давай искать лекарство от сердечной патологии. И вот нарвалась на каких-то мошенников. Они ей БАДы начали таскать по пять тысяч, потом уже цены вверх пошли, стали впаривать по восемь. Вот сегодня приобрела: две упаковки по восемь тысяч, какую-то мазь за три тысячи, зубную пасту за тысячу. Она просила деньги у меня, я ей сказала, что на эту дурь не дам. Мама всю пенсию спустит, а я потом кормлю её, за квартиру плачу. Что делать не знаю. Сказать что ничего не понимает, что у нее махровая деменция тоже не могу. Просто поверила этим дельцам, они для неё спасители, ангелы хранители. И ведь не придерешься, это не лекарство по рецепту, и вообще не лекарство. Цены дорогие? Так хотите берите, хотите нет. Ни на какие уговоры мама не идёт: "Мне от этих таблеток лучше, и боль уходит, и сплю хорошо". Эффект плацебо. Вот сегодня принесла продукты, а она: "Зачем ты мне таскаешь сумки. Я хочу покупать и есть то, что сама хочу, а не то что ты купишь. Ты мне денег дай, я и без тебя в состоянии сходить в магазин."
И ведь соображает: "Чтобы не мотаться ко мне, можешь на карточку мне деньги перевести. Я ведь немного прошу на хлеб и молоко".
Я ей: "На хлеб и молоко тебе на карточку переводит пенсионный фонд, а ты мошенников кормишь".
Она мне: "Тебе для матери на кусок хлеба жалко денег".
- Ну, вот что делать?
- Может к психологу или к психиатру?
- Ага, пробовала. И опять: я дура что ли. Как-то раз решила проучить, пару недель не приезжала. Не выдержала, накупила продуктов две сумки и к ней. Иду, а мне навстречу тетя Катя с соседнего подъезда:
- Танюша, постой, я как раз к твоей маме. Раз ты идёшь, я через тебя передам.
И сует мне пакет с какими то костями и объедками мясными.
- Это что?
- Это для собачки вашей.
- Какой собачки?
- Так мама твоя собачку завела, я правда её ещё не видела. Мы с Тоней на рынок ходили, и она набрала обрезки и мослы из коробки, на которой написано "для собак". Это так торговцы придумали, бесплатно отдают. Я спросила: кому берешь?. А она говорит: "Собаку завела, я одна да одна, дочь не приезжает, уж несколько месяцев не была." Ты уж, Танюша, маму не забывай, почаще приезжай.
Я иду, из-за слёз ничего не вижу. Всего две недели меня не было, а они уже в несколько месяцев превратились. И собаку успела приобрести.
Захожу, поздоровалась, на кухню сумки выгружать. Спрашиваю:
- Где же собака?
- Какая собака?
- Та, которой тетя Катя косточки передала.
Мама даже не смутилась: - А что мне надо было сказать, что мне есть нечего, и дочь мне не помогает. Я себе взяла эти кости. Правда, как варить начала такая вонь пошла, я всё выбросила.
- Мама, ты что творишь? Половина месяца, у тебя половина пенсии должна быть.
- Я потратила. Была акция две берешь третья упаковка лекарства в подарок.
-Мама, что ты творишь!
Вот такие дела у нас. Приношу продукты, правда без всяких деликатесов, специально, чтобы почувствовала. Но по-моему, ей все равно что есть, главное какие лекарства пить.
- Таня, и всё таки по-моему это психиатрия. Как то надо уговорить, может на дом врача пригласить.
Немного ещё поговорили и разошлись, каждый со своими думами.
Я ещё раз убедилась, что не надо делать поспешные выводы. Всегда надо выслушать обе стороны, и не всё то правда, что говорят. Главное не рубить с плеча, разобраться, а потом рот открывать.