Найти тему
1А Первомайская

Парижский профессор придумал город без пробок

Оглавление

Сколько времени в день отнимает у вас дорога? Почему весь город по утрам едет в центр, а вечером возвращается обратно, словно чья-то злая воля запустила бессмысленный механизм с неизвестными целями? Неужели непонятно, что гораздо круче работать неподалеку от дома? А уж если бы рядом были ТРЦ, спорткомплекс, больница и парк, то и выбираться за границы уютного квартала было бы необязательно (ну уж точно не каждый день!). Знакомые мысли? Урбанисты уже давно думают о том же самом, и плодом размышлений стала концепция 15-минутного города – такого райского места, где в нужную точку можно быстро попасть без машины, где полно зелени, а человек перестал быть заложником трафика. Разберемся, насколько это реально.

Многочасовые московские пробки – неотъемлемая (пока что) часть жизни в мегаполисе
Многочасовые московские пробки – неотъемлемая (пока что) часть жизни в мегаполисе

Человек для города VS город для человека

Базовые принципы 15-минутного города в планировании территории применяются уже давно без всяких урбанистов. С древних времен человеческие поселения строились скорее для людей, чем для транспорта. Поэтому многие европейские города, основанные до изобретения автомобилей, сами собой вписывались в рамки этой идеи.

Позднее о чем-то подобном задумывался знаменитый немецкий архитектор Вальтер Гропиус, один из основателей школы Баухаус. В 1947 году он писал, что при городском планировании нужно делить гигантские районы на отдельные автономные кварталы, в которых проживает до 8 тыс. человек; в таком случае любые расстояния могут быть преодолены за 15 минут.

Проект The Point (штат Юта) - первый в США 15-минутный город, который собираются построить с нуля
Проект The Point (штат Юта) - первый в США 15-минутный город, который собираются построить с нуля

Во время пандемии, когда люди оказались изолированы, концепт обрел новую жизнь. Массовый переход на удаленку неожиданно показал, что тратить время на поездки в офис слишком расточительно и неэффективно. Урбанисты заговорили о необходимости в дальнейшем осознанно планировать город как пространство, где обеспечена пешеходная доступность ко всем необходимым точкам.

В 2020 году, выдвигаясь на второй срок, мэр Парижа Анна Идальго включила реализацию 15-минутного города в свою предвыборную программу. Советником Идальго выступал профессор Сорбонны Карлос Морено – идеолог этой концепции. Он считает, что человеку не надо подстраиваться под планировку и расстояния больших городов. Наоборот, это города надо подчинить человеческим нуждам.

Парижане тратят до 92 минут в день на дорогу до работы
Парижане тратят до 92 минут в день на дорогу до работы

Около 1,3 млн парижан ежедневно ездят с востока, где расположены рабочие кварталы, на запад. Морено называет это «безумным образом жизни», потому что люди практически не проводят время в тех местах, где живут. Многие не знают соседей, не посещают ближайшие магазины или парки.

Морено считал, что нужно «сосредоточить жизнь в пространстве, соразмерном человеку, вместо того чтобы разбрасывать ее по огромным площадям, заставляя нас подстраиваться. В 15 минутах ходьбы или езды на велосипеде люди должны получать то, в чем суть городской жизни: доступ к работе, жилью, еде, здравоохранению, образованию, культуре и досугу».

Выборы, кстати, Идальго выиграла, и идеи Морено сейчас внедряются в жизнь.

Урбанистический концепт и политический манифест

Профессор Морено говорит, что есть четыре главных принципа 15-минутного города.

  1. Экология. Город должен быть зеленым и «экоустойчивым» (любая деятельность – от управления зданиями до использования ресурсов – должна минимизировать вредные воздействия на природу).
  2. Доступность важных мест. Расстояния до них надо уменьшать.
  3. Солидарность. Проживание в 15-минутном городе создает связи между людьми, так концепция противостоит атомизации общества и предлагает жителю мегаполиса альтернативу одинокому существованию.
  4. Участие. Граждане должны активно участвовать в преобразовании своего района.

Из этих пунктов видно, что манифест Морено – не только урбанистический концепт, но и политическое заявление.

Карлос Морено за свою концепцию 15-минутного города в 2021 году был удостоен Obel Award –международной премии «за выдающийся архитектурный вклад в человеческое развитие»
Карлос Морено за свою концепцию 15-минутного города в 2021 году был удостоен Obel Award –международной премии «за выдающийся архитектурный вклад в человеческое развитие»

«Я не стремлюсь к тому, чтобы города стали деревнями, – утверждает Морено. – Городская жизнь яркая и творческая. Города – это места экономического роста и инноваций. Но мы должны сделать жизнь в них более приятной, гибкой, здоровой и универсальной. Для этого следует убедиться, что у всех, абсолютно всех – живущих в центре и на окраинах – есть доступ к ключевым услугам в непосредственной близости».

Ложка критики

Построение 15-минутного города – это очень амбициозная цель. Поэтому полностью достичь ее вряд ли получится даже в богатых западных столицах. Уж слишком большие деньги и чересчур радикальные вмешательства в существующую застройку для этого нужны. И да, ни велодорожками, ни перехватывающими парковками проблему не решить. Так считает канадский урбанист Джей Питтер.

Во многих европейских городах (на фото Барселона) велодорожки стали главным инструментом для реализации идей 15-минутного города
Во многих европейских городах (на фото Барселона) велодорожки стали главным инструментом для реализации идей 15-минутного города

Многие города устроены так, что не объединяют, а именно разъединяют людей, говорит канадец. Они росли и развивались в контексте серьезных социальных различий между жителями. Поэтому существуют как престижные, так и неблагополучные районы. Игнорирование этого обстоятельства в угоду идеологии может привести к еще более глубокому расколу между горожанами.

А что в России?

Антиковидные меры в нашей стране не были такими строгими, как в Европе или США, но концепция 15-минутного города все равно стала популярной темой для обсуждения на профессиональных площадках.

«До коронавируса людям хотелось работать в небольших помещениях, где много света, зелени и есть возможность общаться с другими людьми. А чего они хотят сейчас? Того же – близости городских объектов», – рассказывала директор-основатель компании ZZA Responsive User Environments Зиона Стрелиц на Московском урбанистическом форуме МУФ-2021.

По ее словам, в России горожане тоже хотят работать недалеко от дома, иметь рядом качественные многофункциональные центры и пространства. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов считает, что такие решения можно найти в рамках реализации программы реновации. «В масштабном проекте реновации мы говорим не только о создании жилья, а о комплексном качественном месте для горожан. Подобные программы позволяют нам находить неординарные решения для улучшения городской среды», – отметил Кузнецов.

Как видим, 15-минутный город – это пока умозрительная концепция, первые практические шаги в этом направлении еще только делаются, в том числе и у нас. Один из примеров – квартал «1А Первомайская» в Тюмени, объединяющий два жилых здания и офисную галерею. Он выстроен так, что удовлетворяет основным принципам 15-минутного города.

«1А Первомайская» – квартал в Тюмени, спроектированный с учетом идей 15-минутного города
«1А Первомайская» – квартал в Тюмени, спроектированный с учетом идей 15-минутного города

Здесь есть и рабочие пространства, и зоны для отдыха, в пешей доступности находятся центры административной и культурной жизни, неподалеку расположены рестораны и магазины. Конечно, это пока еще далеко не 15-минутный город, но проект «1А Первомайская» вполне можно назвать «15-минутным кварталом».

«1А Первомайская». Застройщик — ООО «МПФ ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИ». Ознакомиться с проектной декларацией можно на сайте Наш.дом.рф. Продажи осуществляются в соответствии с законом РФ № 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».

#урбанистика #15-минутный город #1а первомайская #пробки