Сколько времени в день отнимает у вас дорога? Почему весь город по утрам едет в центр, а вечером возвращается обратно, словно чья-то злая воля запустила бессмысленный механизм с неизвестными целями? Неужели непонятно, что гораздо круче работать неподалеку от дома? А уж если бы рядом были ТРЦ, спорткомплекс, больница и парк, то и выбираться за границы уютного квартала было бы необязательно (ну уж точно не каждый день!). Знакомые мысли? Урбанисты уже давно думают о том же самом, и плодом размышлений стала концепция 15-минутного города – такого райского места, где в нужную точку можно быстро попасть без машины, где полно зелени, а человек перестал быть заложником трафика. Разберемся, насколько это реально.
Человек для города VS город для человека
Базовые принципы 15-минутного города в планировании территории применяются уже давно без всяких урбанистов. С древних времен человеческие поселения строились скорее для людей, чем для транспорта. Поэтому многие европейские города, основанные до изобретения автомобилей, сами собой вписывались в рамки этой идеи.
Позднее о чем-то подобном задумывался знаменитый немецкий архитектор Вальтер Гропиус, один из основателей школы Баухаус. В 1947 году он писал, что при городском планировании нужно делить гигантские районы на отдельные автономные кварталы, в которых проживает до 8 тыс. человек; в таком случае любые расстояния могут быть преодолены за 15 минут.
Во время пандемии, когда люди оказались изолированы, концепт обрел новую жизнь. Массовый переход на удаленку неожиданно показал, что тратить время на поездки в офис слишком расточительно и неэффективно. Урбанисты заговорили о необходимости в дальнейшем осознанно планировать город как пространство, где обеспечена пешеходная доступность ко всем необходимым точкам.
В 2020 году, выдвигаясь на второй срок, мэр Парижа Анна Идальго включила реализацию 15-минутного города в свою предвыборную программу. Советником Идальго выступал профессор Сорбонны Карлос Морено – идеолог этой концепции. Он считает, что человеку не надо подстраиваться под планировку и расстояния больших городов. Наоборот, это города надо подчинить человеческим нуждам.
Около 1,3 млн парижан ежедневно ездят с востока, где расположены рабочие кварталы, на запад. Морено называет это «безумным образом жизни», потому что люди практически не проводят время в тех местах, где живут. Многие не знают соседей, не посещают ближайшие магазины или парки.
Морено считал, что нужно «сосредоточить жизнь в пространстве, соразмерном человеку, вместо того чтобы разбрасывать ее по огромным площадям, заставляя нас подстраиваться. В 15 минутах ходьбы или езды на велосипеде люди должны получать то, в чем суть городской жизни: доступ к работе, жилью, еде, здравоохранению, образованию, культуре и досугу».
Выборы, кстати, Идальго выиграла, и идеи Морено сейчас внедряются в жизнь.
Урбанистический концепт и политический манифест
Профессор Морено говорит, что есть четыре главных принципа 15-минутного города.
- Экология. Город должен быть зеленым и «экоустойчивым» (любая деятельность – от управления зданиями до использования ресурсов – должна минимизировать вредные воздействия на природу).
- Доступность важных мест. Расстояния до них надо уменьшать.
- Солидарность. Проживание в 15-минутном городе создает связи между людьми, так концепция противостоит атомизации общества и предлагает жителю мегаполиса альтернативу одинокому существованию.
- Участие. Граждане должны активно участвовать в преобразовании своего района.
Из этих пунктов видно, что манифест Морено – не только урбанистический концепт, но и политическое заявление.
«Я не стремлюсь к тому, чтобы города стали деревнями, – утверждает Морено. – Городская жизнь яркая и творческая. Города – это места экономического роста и инноваций. Но мы должны сделать жизнь в них более приятной, гибкой, здоровой и универсальной. Для этого следует убедиться, что у всех, абсолютно всех – живущих в центре и на окраинах – есть доступ к ключевым услугам в непосредственной близости».
Ложка критики
Построение 15-минутного города – это очень амбициозная цель. Поэтому полностью достичь ее вряд ли получится даже в богатых западных столицах. Уж слишком большие деньги и чересчур радикальные вмешательства в существующую застройку для этого нужны. И да, ни велодорожками, ни перехватывающими парковками проблему не решить. Так считает канадский урбанист Джей Питтер.
Многие города устроены так, что не объединяют, а именно разъединяют людей, говорит канадец. Они росли и развивались в контексте серьезных социальных различий между жителями. Поэтому существуют как престижные, так и неблагополучные районы. Игнорирование этого обстоятельства в угоду идеологии может привести к еще более глубокому расколу между горожанами.
А что в России?
Антиковидные меры в нашей стране не были такими строгими, как в Европе или США, но концепция 15-минутного города все равно стала популярной темой для обсуждения на профессиональных площадках.
«До коронавируса людям хотелось работать в небольших помещениях, где много света, зелени и есть возможность общаться с другими людьми. А чего они хотят сейчас? Того же – близости городских объектов», – рассказывала директор-основатель компании ZZA Responsive User Environments Зиона Стрелиц на Московском урбанистическом форуме МУФ-2021.
По ее словам, в России горожане тоже хотят работать недалеко от дома, иметь рядом качественные многофункциональные центры и пространства. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов считает, что такие решения можно найти в рамках реализации программы реновации. «В масштабном проекте реновации мы говорим не только о создании жилья, а о комплексном качественном месте для горожан. Подобные программы позволяют нам находить неординарные решения для улучшения городской среды», – отметил Кузнецов.
Как видим, 15-минутный город – это пока умозрительная концепция, первые практические шаги в этом направлении еще только делаются, в том числе и у нас. Один из примеров – квартал «1А Первомайская» в Тюмени, объединяющий два жилых здания и офисную галерею. Он выстроен так, что удовлетворяет основным принципам 15-минутного города.
Здесь есть и рабочие пространства, и зоны для отдыха, в пешей доступности находятся центры административной и культурной жизни, неподалеку расположены рестораны и магазины. Конечно, это пока еще далеко не 15-минутный город, но проект «1А Первомайская» вполне можно назвать «15-минутным кварталом».
«1А Первомайская». Застройщик — ООО «МПФ ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИ». Ознакомиться с проектной декларацией можно на сайте Наш.дом.рф. Продажи осуществляются в соответствии с законом РФ № 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».
#урбанистика #15-минутный город #1а первомайская #пробки